ГРОЦИЙ Гуго - Страница 5

Гуго Гроций считал, что Божественное право – это Закон Божий, установленный волей Божества и переданный человеческому роду (заповеди, данные первозданному Адаму, Закон Моисеев и заповеди Христа). Будучи волеустановленным, Божественное право, тем не менее, не противоречит естественному праву, т.к. и тому и другому чужда неправда. При этом он считал христианскую нравственность соответствующей гораздо более высокому уровню, нежели естественное право. Внутригосударственное право он разделял на публичное и частное, последнее рассматривал с точки зрения права в отношении лиц и права в отношении вещей. Значительное внимание Гуго Гроций уделял теории происхождения государства и характеру государственной власти, в целом являясь сторонником договорной теории. Появление государства он связывал, во-первых, с возникновением искусств и промыслов, с развитием разных способностей людей, которые привели к различиям между ними, что можно понимать как констатацию им возникновения разделения труда; во-вторых, с разделением общей собственности сначала в отношении движимого, а затем – недвижимого имущества. Потребность в организации отношений между отдельными семьями и защиты их собственности привела к осознанию людьми необходимости создания государства. Гуго Гроций определял государство как «совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы». Его взгляды на источник государственной власти претерпели значительную эволюцию. Так, в трактате «О праве добычи», написанном под влиянием борьбы республиканских Нидерландов против королевской Испании, констатируя, что злом является совершение противоправного деяния, равно как и претерпевание такового, он утверждал правомерность войны «добросовестных граждан» за республику против короля «ради защиты отеческих законов, которым подчиняется королевская власть. Позже в сочинении «О праве войны и мира», где Гуго Гроций разрабатывал теорию государственного суверенитета, в основном, в применении к монархическим, а не республиканским порядкам, он высказывал противоположную точку зрения, называя верховной такую власть, «действия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по её усмотрению». Ради сохранения порядка народ, как правило, предпочитает отказываться от верховной власти и передавать её носителю суверенитета, каковым, согласно законам и обычаям того или иного народа, является одно лицо или несколько лиц, поэтому во избежание «многих бедствий» народ не вправе свободно «низлагать и карать» государей. Гуго Гроций разделял верховную власть правителей на три вида: власть на праве полной собственности правителя, на праве владения (узуфрукта) и на праве временного пользования. Наилучшей он считал государственную власть на праве узуфрукта, ввиду того что она достаточно стабильна, но в то же время ограничена законами. Он практически не признавал за народом права сопротивляться власти, оправдывая это необходимостью соблюдения «порядка властвования и подчинения», сравнивал государственную власть с институтом опёки, которая, хотя и «установлена ради подопечных, тем не менее... есть право и власть над последними».

 



 
PR-CY.ru