ГРИФИУС Андреас - Страница 8

Гротескным маскам комедии под стать «разборчивая невеста» – молодая дворянка Селена, которая становится жертвой своего безмерного честолюбия. Она отдаёт руку нищему проходимцу капитану по имени Дарадиридатумтаридес, ослепившему её своими «великосветскими» манерами. Однако в этом мире корысти, лицемерия, бахвальства, самомнения, учёного педантизма, обмана и лукавства Грифиус всё же находит светлые образы. Оказывается, в мире не всё прогнило, не всё затянуто тиной порока. В лице бедной и добродетельной девушки Софии, готовой, скорее, голодать и даже умереть, чем вступить на стезю порока, автор прославляет нравственную красоту человека. Только конечное торжество Софии куплено дорогой ценой. На каждом шагу её подстерегают опасности. Её целомудрию грозят соблазны и насилия. И лишь подвижническая стойкость безупречной девушки открывает ей врата радости и благополучия. Судьба Софии придаёт комедии трагический оттенок. Сама её жизнь висит на волоске. Уродливые маски порока обступают её тесным кольцом. Только счастливый случай спасает её от нищеты и гибели. «Хоррибиликрибрифакс» – превосходная комедия нравов. Перед глазами автора стояла Германия, переживавшая период глубокого общественного и нравственного падения. Сама жизнь подсказывала ему нелепые, гротескные образы. Драматург имел все основания горько сетовать на высокомерие, алчность и нравственную испорченность немецкой знати; надутое чванство и паразитизм офицерских кругов; происки своден, размножившихся в период всеобщего разорения; заносчивый педантизм последышей гуманизма, презиравших всё немецкое и «вульгарное»; а также на порчу немецкого языка, засорённого в годы войны иноземными словами и оборотами. Реалистические черты проступают и в «крестьянской» комедии «Возлюбленная Роза» (1660 г.), написанной на крестьянском силезском диалекте. Комедия, включённая в довольно бесцветную придворную пьесу «Влюблённый призрак», всецело посвящена жизни силезских крестьян. В то время когда на востоке Германии свирепствовали крепостники, а придворные поэты либо вовсе игнорировали жизнь поселян, либо рисовали её как безмятежную, вымышленную идиллию, Грифиус заговорил о крестьянах как о живых людях, способных любить и страдать, показав попутно процесс социальной дифференциации немецкой крепостной деревни XVII в. Комедия «Возлюбленная Роза» – наиболее демократическое произведение А. Грифиуса, свидетельствующее о том, что ему в конце жизни удалось ближе подойти к народу и к проблемам его повседневной жизни. Если в ранних своих произведениях поэт подчас порывался в мир иной, а здешний мир рисовался ему юдолью страха и ужаса, то в комедиях, завершающих его творческий путь, он уже прокладывает дорогу бытовой немецкой драме, которая достигла своего расцвета в XVIII в. Андреас Грифиус неожиданно умер в расцвете лет, 16 июля 1664 г. во время заседания городского совета. Он написал и опубликовал при жизни пять трагедий, считающихся ныне вершиной немецкой барочной драматургии, несколько книг сонетов, од и эпиграмм. Обширное рукописное наследие Грифиуса издал его сын, учёный и поэт, Кристиан (1649–1706 гг.). Мотив быстротечности жизни, непостоянства всего сущего, его обманчивость, словом, мотив vanitus (суеты), популярный в поэзии барокко, наполняется у Грифиуса особо трагической эмоциональной напряжённостью. В честь Андреаса Грифиуса назван астероид (496) Грифия, открытый в 1902 г.



 
PR-CY.ru