Словарь по христианству Г ГРИФИУС Андреас

ГРИФИУС Андреас

ГРИФИУС Андреас (1616–1664 гг.) – немецкий поэт и драматург эпохи барокко, один из самых известных немецких сочинителей сонетов в XVII в. В его творчестве поэзия немецкого барокко достигла подлинной силы. Сын лютеранского пастора из силезского города Глогау, Грифиус рано потерял отца; его мать повторно вышла замуж за гимназического учителя. В 1628 г. в родной город Грифиуса пришла Тридцатилетняя война – в Глогау пришли иезуиты, и упорные протестанты (к которым относилась и семья Грифиуса) были вынуждены покинуть свои дома. В том же году умерла мать Андреаса. Как и полагается будущему барочному поэту и учёному, о смерти матери Грифиус сожалел едва ли больше, чем о большой отцовской библиотеке, которая растерялась во время бегства семьи из Глогау. Его отчим тем временем женился в третий раз и получил пасторскую должность в городе Фрауштадте. Здесь во время учёбы Грифиус, играя в школьном театре, снискал лавры талантливого актёра и написал свою первую пьесу – «Детоубийца Ирод» (на латинском языке). В 1634 г. Андреас оказался в Данциге, который в то время был одним из крупнейших торговых, культурных и научных центров Европы. В Данциге он занимался у прославленного астронома и поэта Питера Крюгера, который разъяснял своим студентам учение Коперника, Галилея и Кеплера, а кроме того был последователем поэта Мартина Опица (1597–1639 гг.) и популяризатором литературы на немецком языке. Грифиус не отвергал завоеваний Силезской школы и даже стремился их приумножить. Подобно М. Опицу, он начал с латинских стихов (поэма «Неистовство Ирода и слезы Рахили», 1634 г.), писал сонеты, оды и эпиграммы и создал немецкую риторическую трагедию, появления которой ждал М. Опиц. Но если Опиц устремлялся в мир пасторали и идиллии, чтобы там обрести духовное равновесие, то Грифиус уже не тешит себя радужными иллюзиями. Земной мир представляется ему юдолью слёз и страданий, зловещим хаосом, всегда готовым поглотить беззащитного человека. Правда, оставалась религия с её заоблачными миражами, к которой в те мрачные годы многие обращались за утешением. Обращался, разумеется, и А. Грифиус, например, в своих «Воскресных и праздничных сонетах» (1639 г.), написанных на евангельские тексты. Он искал опоры также в суровой стоической мудрости, не дававшей человеку потерять себя во враждебном страшном мире, был уверен, что нет на бренной земле такой силы, которая могла бы сковать свободный человеческий дух. В 1636 г. Грифиус по настоянию отчима вернулся во Фрауштадт и несколько лет прослужил у юриста Георга Шёнборнера, автора неоднократно переиздававшихся трудов по государственному устройству. В 1638 г. стал студентом прославленного Лейденского университета, изучал юриспруденцию, медицину, посещал лекции известнейшего поэта и историка Даниэля Гейнзия (1580–1655 гг.). Очень привлекали Грифиуса в Лейдене анатомический театр и кунсткамера, в которой хранились «египетские мумии, голова слона, голова тигра, кровь крокодила, чучело животного, обитающего под землёй в Мексике, и змеиные яйца». Между тем многое отяжеляло и усугубляло скорбь поэта. Прежде всего, разумеется, неслыханное разорение Германии, страдания народа, бедствия затянувшейся войны, а также злоключения самого поэта, испытавшего болезни, тяжёлое ранение, пожары, преследования, смерть близких людей.

 



 
PR-CY.ru