ГРИГОРИЙ Эльвирский, Бетийский

ГРИГОРИЙ Эльвирский, Бетийский (ум. после 392 г.) – латинский богослов, епископ города Эльвира (Илиберида) в Испании, святой. Впервые упоминается в 357 г. в письмах Люцифера Каларийского (ум. в 370/371 г.), известного своей активной борьбой против арианства, к императору Констанцию II (337–361 гг.). Около этого времени стал епископом Эльвиры в Бетике (близ современной Гранады). Был известен как один из самых стойких последователей никейского исповедания; по словам Иеронима Стридонского (342 – 419/420 гг.), «никогда не приобщался к арианскому нечестию». Вероятно, не принимал участия в Арминианском соборе 359 г., и впоследствии отказался подписать его вероисповедальную формулу. Несмотря на последовательную антиарианскую позицию, не подвергался гонениям. После смерти в 370/371 г. его единомышленника Люцифера Каларийского Григорий стал одним из лидеров люциферианского раскола, разделяя непримиримую позицию Люцифера в отношении раскаявшихся епископов-ариан, осуждая принятие их церковью в сущем сане и отказываясь от общения с ними. Последний раз упоминается Иеронимом в 392 г. (полагают, что он умер в глубокой старости, не позднее начала V в.). В Испании почитается как святой, его память отмечается 24 апреля. По словам Иеронима, Григорий «написал посредственным слогом различные трактаты и превосходную книгу о вере». Исследователи XX в. на основании стилистического анализа атрибутировали авторству епископа Эльвирского несколько религиозных трактатов (в основном по ветхозаветной экзегетике), что поставило его в один ряд с крупнейшими испанскими богословами – предшественниками Исидора Севильского (около 560 – 636 гг.): «Трактат о книгах Священных Писаний», ранее приписывавшийся Оригену (около 185 – около 254 гг.); «Пять книг (толкований) на Песнь Песней»; «Шестая гомилия» (или «Толкование на Песнь Песней»); «О Ноевом ковчеге»; «Фрагменты “Гомилий на Бытие”»; «Толкование на 91-й псалом»; «О православной вере против ариан» (в двух редакциях; первая ранее приписывалась Амвросию Медиоланскому, вторая – Григорию Назианзину); «О Соломоне» (ранее приписывался Амвросию Медиоланскому). Богословие Григория Эльвирского несёт заметное влияние Оригена, Тертуллиана, Новациана, Фивадия Агенского, Люцифера Каларийского, Илария Пиктавийского. В вопросе об исхождении Святого Духа Григорий утверждал, что Сын послал его «от Своей собственной и самой Своей единой сущности», в чём исследователи усматривают одно из свидетельств зарождения католического учения о Filioque.

 
PR-CY.ru