Словарь по христианству Г ГРИГОРИЙ, Круг Георгий Иванович

ГРИГОРИЙ, Круг Георгий Иванович

ГРИГОРИЙ, Круг Георгий Иванович (1907–1969 гг.) – монах, художник, иконописец. Отец – швед, протестант; мать – русская (родом из Мурома), в девичестве Суздальцева, православная; воспитывался в вере отца. После принятия в 1921 г. эстонского гражданства семья поселилась в Нарву, где в 1926 г. Круг окончил русскую гимназию. В гимназические годы брал уроки акварельной живописи у Н.В. Семёнова, в 1926–1928 гг. учился у профессора Гюнтера Германовича Рейндорфа (класс графики Промышленно-художественной школы в Таллинне) и окончил курс в числе лучших – два офорта были приобретены с дипломной выставки Народным музеем Тарту. Заинтересовавшись в 17 лет религиозными вопросами, примкнул к РСХД в Эстонии, в 19-летнем возрасте под влиянием встреч в Псково-Печерском монастыре с протоиереем Львом Липеровским принял православие. С этого времени Круг стал проявлять интерес к современному иконописанию, сохранявшемуся в живой традиции в православных и старообрядческих общинах Прибалтики. В 1928 г. для совершенствования в технике масляной живописи поступил в частную художественную школу Тарту, в стенах которой создал серию портретов местных жителей. Унаследовав от матери, воспитанницы Московской консерватории, абсолютный слух, Круг занимался классической музыкой (пресса отмечала исполнение им на рояле концертов Иоганна Себастьяна Баха). В 1931 г. переехал в Париж и под руководством Николая Дмитриевича Милиоти (1874–1962 гг.) продолжал заниматься живописью в группе недавних студентов закрывшейся к тому времени из-за финансовых трудностей Русской художественной академии. Здесь произошло его знакомство с Леонидом Александровичем Успенским (1902–1987 гг.), дружбу с которым Круг сохранил до конца своих дней. Совместно с Л.А. Успенским и другими в 1932, 1934 и 1937 гг. участвовал в руководимых Константином Андреевичем Сомовым (1869–1939 гг.) летних рисовальных штудиях в Гранвилье, в Нормандии (рисунки и этюды хранятся в музее Ашмола, Оксфорд). Сблизился с художниками-авангардистами Натальей Сергеевной Гончаровой (1881–1962 гг.) и Михаилом Фёдоровичем Ларионовым (1881–1964 гг.) и работал в их мастерской. В эти годы отмечается напряжённое переживание Кругом православного богослужения, строгое соблюдение постов, частое причащение – по существу монашеский строй жизни и верность Русской патриаршей церкви, гонимой и преследуемой на родине. Приблизительно с 1932 г. его занятия светской живописью (пейзажи с видами парижских окраин, зарисовки старинных церквей, цикл акварельных иллюстраций к повести Николая Васильевича Гоголя «Нос», декоративное панно, выполненное совместно с Н.С. Гончаровой, и др.) стали перемежаться с обращением к церковному искусству. Круг брал уроки по технологии иконописи у Петра Александровича Фёдорова (1878–1942 гг.), пользовался советами и указаниями инокини Иоанны (Рейтлингер). С 1933 г. он – активный член православного братства святителя Фотия в Париже, возглавлявшегося Владимиром Николаевичем Лосским (1903–1958 гг.). В 1934 г. Круг вступил в парижское общество «Икона», объединившее художников-иконописцев русской эмиграции и исследователей в этой области. В 1935 г. при участии Л.А. Успенского осуществил основные художественные работы в церкви Трёхсвятительского Патриаршего подворья в Париже. В 1937 или в 1938 г. совместно с Л.А. Успенским расписал Покровскую часовню на «русской ферме» в Грорувре (не сохранились, иконостас и росписи известны по фотографиям). В годы оккупации Парижа Круг пережил острый душевный и творческий кризис.

 



 
PR-CY.ru