ГРИГОРИЙ, Иоанн Абу-ль-Фарадж ибн аль-Ибри - Страница 3

В группу философских сочинений входят: «Сливки премудрости» («Хеват хекмто») – энциклопедия аристотелевской философии, обычно называемая «Mercatura mercaturarum» («Теграф теграфа»); «Книга о знаках и предсказаниях» («Ремзе уа-ме‘иран уафа») – перевод логико-философского трактата Ибн Сины «Китаб аль-ишарат уа-т-танбихат» и другие его сочинения; «Сливки тайн» («Зубдат аль-асрар»); «Книга премудрости» («Суод софия») – небольшой логико-философский трактат; «Книга зениц» («Ктово д-бобофо») – введение в логику. К научным и грамматическим сочинениям исследователи относят: «Книгу о светах» («Ктово д-семхэ») – главный труд по грамматике; «Сочинение о грамматике», написанное семисложным стихом; «Искры» («Балсуйофо») – сокращённый курс грамматики; «Восхождение ума» («Сулоко хауанойо». 1279 г.) – трактат по астрономии; перевод «Афоризмов» Гиппократа; «Медицинские вопросы Хунайна ибн Исхака»; перевод книги Диоскорида «О врачебном искусстве»; незаконченный перевод на сирийский с арабского знаменитого медицинского сочинения «Великий канон Абу али», т.е. канон Ибн Сины; «Астрономические таблицы для начинающих» («Зиг де-шаруайэ»). Группу литературных и окололитературных сочинений составляют: «Великая книга Гафики» – перевод «Аль-адуийя аль-муфрада» аль-Гафики; «Книга истолкования сновидений» («Пуша кд-хелмэ»); «Книга забавных историй», переведённая Григорием на арабский под названием «Упразднение печали»; сборник метрических гомилий (мемре) «Книга песен». Поэтические труды Григория представлены, в основном, сборниками духовных стихов. Историческим сочинением является «Книга хронографии», иногда именуемая «История», состоящая из трёх частей. Первая часть содержит мировую хронику от сотворения мира до 1286 г., вторая часть посвящена церковной истории от библейского Аарона до времени жизни автора, третья часть представляет собой историю разделений церкви Востока со времени апостола Фомы. Богословские воззрения Григория несут черты умеренного монофизитства (севирианства) и стихийного экуменизма, вызванного необходимостью на практике взаимодействовать как с несторианами, так и с мусульманами (в частности, А. Венсинк показал зависимость мистических идей Григория от взглядов исламского философа XII в. аль-Газали). Экуменический подход Григория лучше всего характеризует следующее его высказывание: «Я убедился, что споры христиан между собой относятся не к действительным фактам, а к словам и согласиям…, и я полностью отказался от любых споров об исповедании веры». Григорий был систематиком схоластического типа, поклонником и толкователем Аристотеля (ему принадлежит энциклопедия аристотелизма «Хеват хекмто»). Он комментировал Библию, занимался каноническим правом (сочинение «Ктово д-худойе»), писал аскетические наставления инокам. В сочинениях он предстаёт, скорее, как грамотный и знающий начётчик, чем как богослов в принятом смысле слова. Главными авторитетами в богословии для него были Евагрий Понтийский, святители Григорий Богослов и Василий Великий, преподобный Иоанн Лествичник. Григорий написал комментарий к трактату Бар Судайле оригенистско-мистического направления «Книга Блаженного Иерофея», которая особенно его интересовала. В сочинениях он цитировал и несторианских мистиков, чьи труды систематизировал в «Итиконе» и «Голубице».



 
PR-CY.ru