ГРИГОРИЙ Болгарский

ГРИГОРИЙ Болгарский, Охридский (I) – святитель, упоминаемый в древнерусских и южнославянских месяцесловах под 8 января, но в действительности не существовавший. Его почитание возникло в результате некритического соединения упоминаний имени Григорий в нескольких источниках: 1) записи в трёх рукописях так называемого Иудейского хронографа с указанием имени переводчика «при князи блъгарстем Симеоне сыне Бориши Григорием презвитером мнихом всех церковник блъгарскых церквии»; 2) частично сохранившейся надписи в церкви Святой Софии в Охриде: «Григория... сень воздвигнул... богописанным законом премудро поучает народы мисийские (Мисией греки называли Болгарию) в лето 6520», т.е. 1012 г.; 3) упоминания в древнерусском Остромировом Евангелии (1056–1057 гг.) под 8 января «святаго Григора епископа Мусии». Исходя из этих сведений, исследователи XIX–XX вв. реконструировали биографию Григория следующим образом. Он, возможно, был одним из двух учеников св. равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского, оставленных в Константинополе; жил во время правления болгарского царя Симеона и его сына Петра; занимал высокий пост в болгарской церковной администрации; перевёл и снабдил комментариями «Хронику» Иоанна Малалы и, возможно, «Хронику» Георгия Амартола, некоторые библейские книги и исторические рукописи; позднее был хиротонисан с титулом «епископ Пелагонийский и Прилепский»; в 1012 г. умер, был похоронен в Охриде, в церкви Святой Софии, и вскоре канонизирован. Широкое распространение память Григория получила после публикации в Полном месяцеслове Востока архиепископа Сергия (Спасского). С подобным жизнеописанием соглашались полностью либо частично многие исследователи, несмотря на ряд хронологических несоответствий: получалось, что Григорий жил не менее 120 лет, занимал не существовавшую в тот период кафедру, и ему был посвящён придел Охридской Софии, возведённой в середине XI в. В настоящее время убедительно доказано, что дату на стене охридской Софии следует читать как 6825 (т.е. 1317 г.), и что существование в 1310 гг. Григория, архиепископа Охридского (II), подтверждается другими источниками. В отношении памяти Григория, помещённой в Остромировом Евангелии, был сделан вывод, что при переписке произошло искажение смысла, и речь идёт о святителе Григории, епископе Нисском, память которого празднуется рядом – 10 января, а по иерусалимской местной традиции – 8 января. Охридский «Апостол» конца XII в. содержит под 8 января ещё более искажённую память «Григория епископа и Моисея», явно свидетельствующую о том, что в XII в. в Болгарии не знали святителя Григория, епископа Мисии.

 
PR-CY.ru