Словарь по христианству Г ГРИГОРИЙ

ГРИГОРИЙ

ГРИГОРИЙ (начало IV в.) – мученик (память в Западной церкви 24 декабря) в г. Сполетий (современный Сполето, Италия). «Мученичество» Григория принято датировать второй половиной V – началом VI в. Согласно этому памятнику, Григорий был пресвитером, пострадал в гонение императоров Диоклетиана (284–305 гг.) и Максимиана (293–305 гг.). Будучи схвачен и приведён к судье Флакку, исповедал себя христианином, за что подвергся пыткам: его били палками по спине и животу, а затем жгли на решётке для жарки. При этом произошло землетрясение, и в одном из кварталов Сполетия рухнул языческий храм, задавив 300 язычников, совершавших там жертвоприношение. Позднее мученика в оковах бросили в темницу, где он сподобился посещения ангела. На следующий день Флакк приказал опять пытать Григория, но, не сумев склонить его к отречению, повелел некоему Тиркану отвести мученика в амфитеатр и обезглавить. После казни на арену были выпущены голодные звери, чтобы растерзать тело Григория, однако животные не прикоснулись к нему. Благочестивая матрона Абунданция забрала тело мученика, дав Тиркану взятку, и погребла его за городской стеной. Память Григория впервые фиксируется в Мартирологе Адона Вьеннского (IX в.), откуда она перешла в Мартиролог Узугарда и в Римский Мартиролог. В X в. Флодоард Реймсский в сочинении «О победах Христа в Италии» («De triumphis Christi apud Italiam») создал стихотворную версию «Мученичества» Григория; также известно краткое поэтическое переложение этого памятника, сделанное Винцентием из Бове (XIII в.). «Мученичество» Григория представляет собой пересказ сюжета, общего для житий многих других мучеников. Одна из латинских версий «Мученичества св. Георгия Победоносца» почти дословно повторяет «Мученичество» Григория: изменено лишь имя святого, время и место страдания. Почитание Григория больше распространено в Германии, поскольку в X в. его мощи были перенесены в Кёльн архиепископом этого города святителем Бруно. Известна икона Григория на титульном листе Кёльнского Миссала, изданного в 1626 г., где, как и на витраже XIII в. в Кёльнском соборе, он изображён в пресвитерском облачении, с книгой и пальмовой ветвью в одной руке и с мечом – в другой.

 
PR-CY.ru