ГРИГОРИЙ - Страница 3

Эти сюжеты повторены Леонтием Тарасевичем в издании Киево-Печерского Патерика 1702 г., но изображение спящих воров расположено слева как первоначальное в соответствии с последовательностью изложения событий в тексте. Центральная композиция представляет Григория вполоборота вправо, с немного склонённой головой и молитвенно сложенными на груди руками (на левой – длинные чётки). Подобная иконография встречается также на иконе 1840 гг. работы иеромонаха Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры у раки святого в Ближних (Антониевых) пещерах. На уникальной киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» 1643–1676 гг. работы Акима (монограмма «АК») и на восходящей к ней иконе «Древо Киево-Печерских святых» 1660 гг. погрудное изображение Григория вместе с другими чудотворцами Патерика помещено в цветке «древа» в правой части композиции. Поясной фронтальный образ святого со сложенными на груди руками и надписью «П Григорий Чудотвор» имеется на восьмом клейме на книжной гравюре с изображением преподобного Феодосия Киево-Печерского в лаврском издании «Акафистов» (Киев, 1693 г.). На Печерской иконе Божьей Матери с Киевскими святыми, 1724 г., письма игумена Корнилия (Уланова), из Ризоположенского монастыря в Суздале Григорий изображён, согласно надписи, «со всеми преподобными отцы яже обретаются напечатаны в Патерике Киево-Печерском» справа в четвёртом ряду вторым справа, надпись на нимбе: «Прпд Григорий». Он представлен вполоборота влево, старцем со впалыми щеками и коричневой с проседью бородой, на конце сужающейся, в клобуке и парамане с красным Голгофским крестом, персты десницы сложены для крестного знамения. В сюжете «Собор Киево-Печерских святых» образ Григория находился, как правило, в левой группе святых (за преподобным Антонием Печерским), почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах. На гравюре конца XVIII – начала XIX в. его фронтальное изображение вторым слева в четвёртом ряду имеет индивидуальные особенности. Это – старец с непокрытой головой, впалыми щеками и небольшой бородой, волосы до плеч разделены на пробор, надпись: «П Григорий чудотворец». На иконе первой половины XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры Григорий – крайний слева в третьем ряду, в небольшом повороте к центру, с маленькой округлой бородкой, голова покрыта схимой. Неясно, какой именно святой с именем Григорий (согласно надписи на нимбе) запечатлён на иконе второй половины XIX в. (частное собрание Виктора Александровича Бондаренко) в левой части Ближних пещер, четвёртым слева в пятом ряду, с непокрытой головой. Исследователям невозможно из-за отсутствия дополнительных надписей идентифицировать два близких по иконографии оглавных образа с именем Григорий на раскрашенной литографии из мастерской А. Абрамова 1883 г. (крайний справа в четвёртом и в шестом рядах). На хромолитографии 1898 г., изданной Киево-Печерской лаврой, Григорий изображён в четвёртом ряду третий справа, надпись на нимбе: «Григорий чуд», погрудно, со склонённой головой, в куколе, у него седая борода, на конце раздвоенная. Очевидно, образ Григория присутствовал среди изображений 34 Киево-Печерских святых в росписи лестницы, ведущей на хоры южной части западного крыла храма Христа Спасителя в Москве (1870 гг., художник Кирилл Антонович Горбунов), а также в стенописи галереи русских святых, ведущей в пещерную церковь преподобного Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре – в группе подвижников XI в., рядом с преподобным Алипием иконописцем (живопись конца 1860–1870 гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970 гг.). На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» кисти монахини Иулиании (Соколовой), конец 1920 – начало 1930 гг., начало 1950 гг.  из ризницы ТСЛ и в аналогичных произведениях конца XX – начала XXI в. Григорий представлен в нижней части композиции среди чудотворцев Ближних пещер.



 
PR-CY.ru