ГРИГОРИЙ - Страница 2

Под этим днём Григорий упоминается в «Месяцеслове» келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина): «Преподобного отца нашего Григория, чюдодействующа, Печерскаго, иж в Киеве». Во втором тропаре четвёртой песни Канона преподобным отцам Печерским, составленного около 1643 г. по благословению Киевского митрополита Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом Константинопольского патриарха Мелетием Сиригом, Григорий прославляется как чудотворец: «Григорие всеблаженне, чудес благодать от Бога приемый, и тезоимение от дел подобных; ныне предварив, удиви и на нас твоими молитвами Его Благодать». В Похвальном слове русским преподобным, созданном соловецким монахом Сергием (Шелониным) в 1645–1647 гг., кратко пересказывается рассказ из Патерика о Григории, причём святой уподобляется Григорию Неокесарийскому и исповеднику Исаакию Далматскому. Общецерковное почитание Григория установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. Григорий упоминается в шестом тропаре восьмой песни канона преподобным отцам Ближних пещер (по мнению Евгения Павловича Кабанца, службы преподобным отцам Ближних пещер были написаны в последней четверти XVII в.). Память Григория празднуется особой службой с полиелеем. Современная память Григория под 8 января появляется в позднейших рукописных святцах, по-видимому, в результате совмещения с памятью преподобного Григория, Киево-Печерского чудотворца, жившего в XIV в. В литературе, особенно дореволюционной, нередко приводятся ошибочные сведения о Григории: в качестве даты его преставления указывается 1074 г. (это – дата кончины учителя Григорию – преподобного Феодосия), Григорий иногда отождествляется с современным ему печерским монахом Григорием, творцом канонов. В иконописном подлиннике 1820 гг. под 8 января об облике Григория сказано: «Сед, брада поуже немного Сергиевы, в клобуке чёрном, риза преподобническая, в левой руке книга, другая простерта, бос». Описание восходит к одному из ранних сохранившихся изображений Григория из цикла гравюр на дереве 1655–1660 гг. работы мастера Илии для печатного издания Киево-Печерского Патерика 1661 г. Композиция гравюры строится по принципу житийной иконы. В среднике на фоне условной архитектуры, горок и позёма с травами помещено ростовое фронтальное изображение святого в монашеском одеянии (параман с двумя крестами) и в куколе, без обуви. Григорий представлен старцем с небольшой белой бородой, ладонь правой руки раскрыта перед грудью, в левой – Евангелие, вверху надпись: «С Григорий чудотворец Печер». На клеймах по сторонам центрального изображения и под ним в овальных рамах – три сюжета «Жития Григория» (чудеса и мученическая кончина). Слева – три вора с награбленным, застывшие на месте по молитве святого, и чудотворец вдали у храма (надпись: «Злодее стояху два дни з мехами овощи»). Справа – Григорий склонился над внезапно уснувшими ворами (надпись: «Злодее спали пять нощий дондеже Григорие прииде»). Внизу – князь Ростислав Всеволодович и воины его дружины, по приказу бросающие святого в Днепр (надпись: «Григорий от князя Ростислава в воде утоплен привязавше камень»). В соответствии с традициями барокко гравюра снабжена также стихотворной подписью: «Григорий правды ради, жизнь сконча водою. При источнице жизни, днесь причтен покою».

 



 
PR-CY.ru