ГРИГОРИЙ - Страница 8

В клеймах Григорий предстаёт в трёх возрастах – безбородым юношей, средовеком и старцем, причём в последних двух композициях его образ по внешнему облику и одеянию во многом совпадает с изображением на покрове. Близкая аналогия со средником житийной иконы – образ Григория на иконе-пяднице ХVII в. из той же церкви, но со свёрнутым свитком. Образ Григория присутствует в ряде икон Господа Вседержителя с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами – в мантии с опущенным на плечи куколем, с короткими волнистыми волосами, почти не прикрывающими высокого лба, с окладистой бородой, руки подняты в молении. Примерами являются иконы из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком монастыре (первая половина XVIII в.), из церкви Спаса Преображения на Болоте в Вологде (третья четверть XVII в., под записью XIX в.), из Троицкой (Герасимовской) церкви на Кайсаровом ручье в Вологде (XVIII в.), из церкви святителя Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды работы Димитрия Сумарокова с сыном Иваном (1779 г.), из семинарской церкви преподобного Кирилла Белозерского (начало ХIХ в.). В монументальном искусстве поясной образ Григория наряду с другими святыми русских земель (рядом с преподобным Саввой Крыпецким) был включён в программу росписи северной хорной арки в западной части храма Христа Спасителя, исполненной в 1870 гг. художником Павлом Фёдоровича Плешановым. По-видимому, Григорий представлен и в составе Новгородских святых на иконе 1728 г. письма священника Георгия Алексеева. В композициях «Собор русских святых» погрудное изображение Григория помещено в правой группе преподобных, в ряду Вологодских чудотворцев: на старообрядческой поморской иконе конца XVIII – начала XIX в. – с непокрытой головой, с густой шапкой волос (на подобных иконах 1814 г. письма Петра Тимофеева из бывшего собрания ЦАМ Санкт-Петербургской духовной академии и первой половины XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского района Архангельской области). Разные варианты изображения преподобного встречаются на других по составу иконах данного сюжета. Так, на иконе начала XIX в. из Черновицкой области Григорий назван Вологодским, волосы у него расчёсаны на прямой пробор, на иконе середины – второй половины XIX в. изображён с куколем на голове. На иконе Собора русских святых первой половины XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге среди преподобных, согласно надписям на нимбах, трижды представлен Григорий Вологодский (по-видимому, в одном случае подразумевался преподобный Григорий Авнежский). В XX в. образ святого включён в группу Вологодских чудотворцев в центре первого ряда на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» конца 1920 – начала 1930 гг. письма монахини Иулиании (Соколовой) и на её повторениях, на рисунке для Миней Московского патриархата работы протоиерея Вячеслава Савиных. В числе Вологодских святых вместе с Дионисием Глушицким фронтально в рост (в основе – изображение на покрове) Григорий представлен на бронзовом рельефе в нижней части креста, установленного в 1997 г. на месте Всеградского собора во имя Спаса Всемилостивого в Вологде (скульптор Александр Вячеславович Климков).



 
PR-CY.ru