ГРИГОРИЙ - Страница 2

Таким образом, оформление Минейной редакции исследователи относят к середине XVI в. – времени создания Успенского списка Великих Миней Четьих. Включение «Жития» в их состав, скорее всего, было связано с канонизацией Григория на Соборе в 1549 г. При включении Минейной редакции в Милютинские Четьи Минеи предисловие к «Житию» было опущено. Время создания Редакции сборников исследователи определяют по наиболее ранним сохранившимся спискам первой третью XVI в. Неотъемлемой завершающей частью «Жития» является Похвальное слово святому, не встречающееся вне житийного текста. Проложные редакции «Жития Григория» не изучены. Одна из них – собственно Проложная редакция (опубликована А.И. Пономарёвым) – является результатом радикального сокращения Минейной редакции, другая (Редакция печатного Пролога) зафиксирована в изданиях Пролога с 1659 г. и представляет сокращённый и обобщенный вариант собственно Проложной редакции. Согласно «Житию», святой происходил из боярского рода, представители которого служили галичским князьям («от славных родитель болярска роду, иже многым богатством и славою живущим, и от князь почтени»). Год рождения святого, отмеченный в Минейной редакции (1322 г.) не может быть признан достоверным. В «Житии Дионисия Глушицкого» приведено прозвище Григория – Лопот, т.е. крик, плач. В Первоначальной редакции рассказывается о том, что Григорий, от юности возлюбив Бога, не увлекался детскими играми, не принимал почестей от слуг, но прилежал чтению священных книг. Вскоре он решил оставить мир и удалился в «великый монастырь Святыя Богородица в Галицкой державе близ езера», где и принял монашество. В Минейной редакции и в Редакции сборников более подробно рассказывается о постриге святого. В Редакции сборников сообщается, что, когда юноше было 15 лет, родители решили женить его, но свадьба не состоялась из-за внезапной кончины родителей. Похоронив их, юный боярин раздал имение нищим и отпустил холопов на свободу, наделив каждого частью своей собственности. Затем юноша удалился в «великий» Богородицкий монастырь близ озера, где принял постриг от не названного по имени архимандрита. В Минейной редакции утверждается, что уход Григория в монастырь состоялся при жизни родителей, причём это никак не связывается с предстоящей женитьбой. В соответствии с данной редакцией «Жития» преподобный принял постриг от Макария Унженского (ум. в 1444 г.) в Макариевом Желтоводском во имя Святой Троицы женском монастыре, однако исследователи считают это невозможным, поскольку данный монастырь был основан Макарием около 1434 г. Исследователи полагают, что Григорий принял монашество в первом по времени основания монастыре Галичской земли – Авраамиевом Новозаозёрском в честь Успения Божьей Матери, находившемся на северо-восточном (противоположном от города) берегу Галичского озера (ныне с. Умиление Галичского района Костромской области). Обитель была основана Авраамием Галичским при князе Димитрии Борисовиче Галичском (1360–1363 гг.). Менее вероятным считается, что святой стал насельником Паисиева Галичского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, находившегося на южном берегу Галичского озера; предание об основании монастыря, сохранившееся в «Житии» Паисия Галичского (известно в списках с XVII в.), не имеет хронологической приуроченности и признаётся исследователями малодостоверным.

 



 
PR-CY.ru