ГРИГОРИЙ - Страница 3

Трактат состоит из восьми глав, в которых автор защищает учение Никейского собора о единосущии Отца и Сына и опровергает доводы ариан, стремившихся устранить термин «единосущный» и термин «сущность» на основании того, что они не встречаются в Священном Писании. В трактате Григорий также опровергает позицию омиусиан, пытавшихся заменить термин «единосущный» термином «подобосущный». Изредка речь заходит о Святом Духе, о Святой Троице в целом и о Христе. В трактате заметно сильное влияние тринитарного учения Тертуллиана (около 160 – после 220 гг.), Новациана (предположительно 200 – около 258 г.) и Сардийского собора 343 г. Григорию приписывается целый ряд экзегетических и догматических трактатов, авторство которых исследователи считают сомнительным. В частности, пространный фрагмент трактата «О Соломоне», относимый ранее Амвросию, который состоит из 25 глав и содержит аллегорическое толкование на Притч. 30:19, а также два кратких фрагмента из «Толкования на Екклесиаста». Однако эти фрагменты (классифицируемые как сомнительные) многими исследователями (Вильмар, Вега, М. Симонетти) признаются подлинными на основе ясного сходства их языка и стиля с другими сочинениями Григория. Напротив, весьма сомнительным считается его авторство в отношении трактата «О различных родах проказы» («De diuersis generibus leprarum»), который состоит из девяти глав и содержит духовное толкование различных видов проказы, упоминающихся в книге Левит. Три фрагмента, приписывавшиеся Григорию («О Гоге и Магоге», «О Навуходоносоре» и «О Рафаиле»), на самом деле являются извлечениями из трудов Оригена, Руфина, Августина Блаженного и Исидора, епископа Севильского. В последнее время авторство Григория предлагалось для исповеданий веры, помещавшихся в разных изданиях под различными названиями: «De fide Nicaena», «Libellus fidei», «Fides Romanorum», «De fide catholica», «De fide apud Bethleem» и «Fides sancti Hieronymi». Сходство между этими текстами и подлинными сочинениями Григория не даёт исследователям необходимых оснований для подобной атрибуции. К тому же учение о Святом Духе в сочинении «De fide catholica» гораздо более развитое, чем в трактате Григория «De fide orthodoxa» (в сочинении «Fides Romanorum» делается упор на исповедании действительного, а не мнимого тела Христа, что может указывать на скрытую полемику с присциллианами). Основной интерес Григория лежит в области ветхозаветной экзегетики. Возможно, это было связано с тем, что многие его образованные современники на Западе, такие как Лактанций (около 250 – около 325 гг.) или Марий Викторин (между 281 и 291 –  между 382 и 386 гг.), имели достаточно поверхностное представление о Ветхом Завете. Возможно также, что это было вызвано необходимостью полемики с манихеями, отвергавшими Ветхий Завет. В связи с этим Григорий развивал традиционное для Запада направление толкования, выработанное ещё в период борьбы с гностиками, которая во многих отношениях была похожа на полемику с манихеями.

 



 
PR-CY.ru