ГРИГОРИЙ - Страница 2

В третьей гомилии встречается множество буквальных совпадений с гомилией Оригена на Быт. 7:2–3, переведённой на латынь около 403 г. Руфимом Аквилейским (около 345 – 410 гг.). Исследователи говорят, что если признать, что Григорий заимствовал идеи и выражения из этого перевода, тогда время написания «Трактата о книгах Священных Писаний» следует относить к первым годам V в. Трактат «Пять книг (толкований) на Песнь Песней» (другое название: «Пять гомилий о свадебной Песне») представляет собой аллегорическое толкование первых трёх глав Книги Песни Песней Соломона (до Песни 3:4, в которой в образе Жениха представлен Христос, Невесты – Церковь, в образах девушек-подруг Невесты – души верующих, а друзей Жениха – ангелы и святые). Григорию также приписывается шестая гомилия (или «Толкование на Песнь Песней»), часть которой была издана Г. Хайне, но другая часть, сохранившаяся в рукописях X и XVI вв., остаётся неизданной. В трактате «О Ноевом ковчеге» приводится аллегорическое толкование рассказа о Ноевом ковчеге, где ковчег – образ Церкви, а Ной – образ Христа. Трактат раньше приписывался Оригену, но впоследствии была доказана его принадлежность Григорию на основании сходства языка и стиля с другими его трактатами. Известны лишь фрагменты «Гомилий на Бытие» (полностью толкование Григория на книгу Бытие не сохранилось). В первом фрагменте приводится аллегорическое толкование Быт. 3:22, во втором – Быт. 15:9–11. «Толкование на 91-й псалом» представляет собой христологическое толкование Пс. 91:1–11 (в синодальном переводе Пс. 92:1–10), в начале которого объясняется значение слов «псалтирь» (psalterium) и «псалом» (psalmus), а в конце говорится о таинствах крещения и миропомазания. Раньше приписывалось Оригену и Иерониму блаженному (принадлежность Григория была доказана на основании сходства языка «Толкования...» с другими трактатами). К экзегетическим сочинениям Григория примыкает догматический трактат, упоминавшийся Иеронимом: «О православной вере против ариан» («De fide orthodoxa contra Arianos»). Трактат имеет две редакции, о чём говорится в предисловии автора. Первую Григорий представил анонимно в 360 г. для опровержения проарианской формулы, одобренной собором в Аримине, и для защиты никейской веры в единосущии Отца и Сына и в совершенное Божество Сына. Трактат пользовался успехом среди богословов никейской партии и стал активно переписываться (но вместе с тем отдельные высказывания автора могли быть поняты неоднозначно и вызвали подозрения в савеллианстве). Поэтому Григорий был вынужден создать новую редакцию трактата – она появилась (около 363–364 гг.) под именем Григория, поскольку к тому времени проариански настроенный император Констанций умер. Вторая редакция предварялась длинным предисловием (в нём автор защищал себя от выдвинутых против него обвинений). Кроме того, Григорий исправил те места трактата, которые могли показаться двусмысленными с догматической точки зрения. Обе редакции сохранились: первая под именем Амвросия Медиоланского (около 339 – 397 гг.), вторая под именем Григория Назианзина (около 330 – около 390 гг.). Начиная с XVII в. обе редакции стали публиковаться в виде единого текста, и (после того как была установлена неточность атрибуции трактата) его авторство приписывали Фивадию, епископу Агенскому, но с начала XX в. одна за другой стали появляться работы, в которых была неоспоримо доказана его принадлежность Григорию.

 



 
PR-CY.ru