Словарь по христианству Г ГРИГОРИЙ

ГРИГОРИЙ

ГРИГОРИЙ (275/280 – около 374 гг.) – святитель (память в Греческой церкви 1 января), епископ Назианза (старший), отец святителя Григория Богослова (325/330 – 389/390 гг.). Основными источниками сведений о его жизни служат сочинения Григория Богослова, который называет отца святым и даёт его словесный портрет: «Он кроток, не гневлив, спокоен по наружности, горяч духом, богат видимыми дарами, ещё более – дарами сокровенными». Состоятельный горожанин из г. Назианз (Каппадокия), Григорий до перехода в христианство был членом секты ипсистариан (почитателей Зевса Высшего, по имени которого и получили своё название). К этой секте он, видимо, принадлежал с рождения, т.к. известно, что мать Григория хотела лишить его наследства, узнав о переходе сына в христианство, но впоследствии передумала. Григорий, отличавшийся высокой нравственностью, был обращён в христианство своей женой св. Нонной, принадлежавшей к церкви от рождения (её родным братом был святитель Амфилохий, с 373 г. – епископ Иконийский). Григорий принял крещение в возрасте около 45 лет от Леонтия, епископа Кесарии Каппадокийской, перед тем как тот отправился на первый Вселенский собор в Никею. Григорий Богослов сообщает о чудесном свете, который осиял новопросвещённого. Вскоре Григорий принял сан священника. В 328 или 329 г. занял епископскую кафедру Назианза, долгое время пустовавшую. Хотя в богословских познаниях он уступал некоторым клирикам, но в благочестии превзошёл многих современников. Григорий и Нонна имели троих детей: старшую дочь св. Горгонию, Григория Богослова и Кесария. В 362 г. Григорий рукоположил во пресвитера сына Григория, который помогал ему противостоять еретикам. Рукоположение было совершено против воли Григория, который впоследствии называл это «тиранией», но признал правоту отца и уточнил своё определение – «благая тирания». Григорий оказывал поддержку бедным, жертвуя на это собственное имущество, построил в Назианзе большой храм, который описывает Григорий Богослов. Он противился антицерковной политике императора Юлиана Отступника (361–363 гг.), неоднократно направлял ему гневные письма. Когда воины императора появились в Назианзе, чтобы отобрать и разрушить церковные здания, они встретили настолько твёрдое сопротивление со стороны христиан, вдохновляемых Григорием, что предпочли удалиться. Григорий вопреки воле императора участвовал в избрании Евсевия во епископа Кесарии Каппадокийской. В начале 360 гг. он поставил подпись под каким-то полуарианским исповеданием веры. Речь, возможно, идёт о константинопольской формуле 361 г., либо (что более вероятно) о сглаженной формуле Антиохийского собора 363 г.

 



 
PR-CY.ru