ГРИГОРИЙ II, Лорткипанидзе Григол

ГРИГОРИЙ II, Лорткипанидзе Григол (вторая половина XVII в. – 1742 г.) – католикос-патриарх Западной Грузии (Абхазский; 1696–1742), церковный и государственный деятель. В источниках упоминается как католикос «Севера и Абхазии» (под «Севером» подразумеваются Осетия (Алания) и Черкесия). Григорий II укрепил хозяйство Абхазского католикосата, возвратив расхищенные феодалами земли в Одишском (Мегрельском), Гурийском и Рачинском княжествах, а также выкупил много крепостных и «пожертвовал их Бичвинтской (Пицундской) Богоматери» (т.е. католикосату). В Западной Грузии он скупал на личные средства и также жертвовал католикосату земли и княжеские дворцы: в Раче – Вардисгори, в Хорге (Одиши) – Напаркеви, в Самикелао (Имерети) – Гвазаури и др. Его стараниями значительные пожертвования оказали католикосату и имеретинские цари Георгий VI (1703–1711, 1712–1713, 1714–1716, 1719–1720 гг.) и Александр V (1721–1740, 1741–1752 гг.), одишский князь Георгий Липартиани, феодалы Хаху Чичуа, Пиран Мхеидзе, Каихосро Иашвили и др. В первой четверти ХVIII в. Григорий II провёл экономическую реформу, которая позволила повысить доходы католикосата: в «Журнале свечного оброка», составленном католикосом, отмечено, что «с течением времени в монастырях, принадлежащих католикосату, пожертвованных свеч не стало...», вследствие чего он установил для церковных крепостных вместо денежного оброка (марчила, руби) натуральный весовой свечной оброк (шамахури, чареки). В начале ХVIII в. усилилась миграция племён Северного Кавказа на территории Абхазского княжества, выделившегося в 1630 гг. Горцы (грузины называли их абхазами) заселяли земли от р. Келасури до р. Ингури, зачастую похищая и продавая в рабство коренное население. Григорий II, как и его предшественник, католикос-патриарх Давид (Немсадзе), особое внимание уделял участи церковных крепостных, согнанных с территории по р. Ингури. Так, он обратился к абхазскому князю Квапу Шервашидзе с требованием защитить население, однако ввиду невыполнения соглашения Григорий II прибыл на р. Ингури и выкупил людей из Нажанеули и других сёл, перевёз их на другую сторону реки и поселил в сёлах Хибула и Хоби Одишского княжества. В 1709 г. он понудил местных феодалов братьев Чичуа подписать книгу клятв, согласно которой в случае нанесения обид крепостным католикосата с Чичуа взыскивалось бы с большей строгостью, чем это было установлено правовыми государственными нормами. Григорий II выступал против торговли крепостными и пленными, взял с феодалов Западной Грузии обет, что они не примкнут к опустошавшим Имерети туркам, а также примут все меры для освобождения Кутаисской крепости и Имерети. В 1701 г. Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара (1669–1707 гг.) в письме советовал ему созвать церковный Собор, на котором можно было бы вынести постановление о запрете торговли людьми. В том же году Григорий II приказал одишскому князю Георгию Липартиани «отменить торговлю пленными», что тот обещал исполнить. Книгу клятв преподнесли католикосу и братья Бурджанадзе, обещая «не вмешиваться в дело торговли пленными и в посредничество по этому делу», а также не присваивать чужих пленных. В 1717 г. Григорий II пригрозил князю Бежану Дадиани и рачинскому эриставу Шошите отменить совершение богослужений, если те не дадут обета запретить торговлю пленными в своих владениях. Григорий II стремился упрочить позиции христианства, пошатнувшиеся в Абхазском княжестве в связи с миграцией горцев-мусульман. В 1713 г. он поручил отправлявшемуся в Европу князю Сулхан-Саба Орбелиани (1658–1725 гг.) пригласить в Грузию миссионеров, с тем чтобы подготовить их к проповеди в Абхазии и Черкесии. При содействии Григория II с имеретинского престола был свергнут Георгий V Абашидзе (1701–1702 гг.) и возведён на престол законный наследник Александра IV (1683–1690, 1691–1695 гг.) Георгий VI Александрович. Современник Григория II, писатель и богослов епископ Руставский Николай (Черкезишвили), посвятил ему ямбические стихи, сохранившиеся под датой 16 октября 1733 г. в «Книге пожалований католикоса Григория Бичвинте», где воспеваются святость и благочестие католикоса как восстановителя христианства в Абхазии и на «Севере». Стихи содержат два акростиха. По первым буквам строк читается: «Николоз Руствели», по последним – «Руствели вмусикоб», что означает: «Я, Николоз Руставели (Руставский), воспеваю», т.е. посвящаю песнопение Григорию II.

 
PR-CY.ru