ГРИГОРИЙ - Страница 3

Некоторые историки приняли датировку Синаксаря (гипотеза, впервые высказанная Дж. Ланцой в 1760 г., разделяется А. Христофилопулосом). Другие, следуя за С. Морчелли, первым издателем комментария Григория на Книгу Екклесиаста, относили время его жизни к концу VI в. и предполагали, что рассказ о Вселенском Соборе – позднейшая вставка. Никодим Святогорец (1749–1809 гг.) в пересказе «Жития» ориентируется, скорее, на синаксарную заметку: говорит о Юстиниане II и святителе Георгии I, Константинопольском патриархе, который участвовал в Соборе 680 г. В XIX в. изучение источников позволило ряду исследователей выдвинуть гипотезу о существовании двух Григориев, епископов Акрагантских. Р. Обер предполагает, что один жил при папе Григории I Великом, а другой – во времена императора Юстиниана II. Последний, по всей видимости, являлся автором комментария на Книгу Екклесиаста, и именно он позднее стал почитаться как святой Восточной церкви: в рукописях сохранились миниатюры с его изображением, кроме того, известны его изображения в монастыре Осиос Лукос и в Дафни (Греция). По мнению А. Аморе, один Григорий, живший в конце VII в., был автором комментария на Книгу Екклесиаста и почитался как святой на Востоке, а другой жил в конце VI в. и предстал перед папским судом в Риме. Во время пребывания в Риме второй Григорий мог жить в монастыре св. Саввы, где Леонтий век спустя собрал воспоминания, сохранившиеся об этом событии. Возможно также, что Леонтий не обладал никакими сведениями, помимо содержащихся в корреспонденции папы Григория I, и остальные подробности «Жития» не являются достоверными. Целью агиографа в этом случае было изменить репутацию своего монастыря, скомпрометированного пребыванием там низложенного папой епископа. По мнению исследователей, обращение к «Деяниям» шестого Вселенского собора не проясняет ситуации с хронологией «Жития»: подписи Григория в них не содержится. Совпадение имён Иерусалимского патриарха Макария (по версии «Жития»), и Антиохийского патриарха Макария, участвовавшего в первых заседаниях Собора, может быть случайным. Ещё одним свидетельством против гипотезы об участии Григория в Соборе 680 г. служит подпись некоего Георгия, епископа Акрагантского, сохранившаяся в «Деяниях», однако «Житие» сообщает только о двух епископах Акраганта, занимавших кафедру в этот период: о Потамии, крестившем Григория, и Феодоре, после смерти которого епископом был поставлен Григорий, и не упоминает епископа по имени Георгий между их предстояниями. Впрочем, схожесть этих двух имён не исключает и ошибки в подписи. Обилие расхождений в хронологии «Жития» свидетельствует о его западном происхождении и о том, что оно было создано значительно позже описываемых событий, в тот период, когда в Италии сведения о византийской истории VI и VII вв. уже не были актуальными, и о них остались лишь смутные воспоминания. В восточных церквах Григорий почитается как святой с IX в. (день памяти – 23 или 24 ноября), в западной отмечен с XVI в., когда его память под 23 ноября была помещена в Римский Мартиролог. Сохранился армянский перевод «Жития». В древнеславянской кормчей XIV титулов Григорий, епископ Акрагантский, назван автором «Собрания 93 глав», представляющего собой дополненное «Собрание 87 глав» Иоанна III Схоластика. Сборник создан на основе новелл императора Юстиниана I, касающихся церковных вопросов.



 
PR-CY.ru