ГРИГОРИЙ - Страница 2

Служба Евфимию («творение инока Григория тоя ж обители») содержит два канона. По словам Ф.Г. Спасского (1897–1979 гг.), в службе Григория «широко пользуется текстами других служб и в особенности службою преподобному Сергию». Григорий является также автором произведений, посвящённых святителям, чьи мощи покоятся в суздальском Рождественском соборе («Жития» и службы святителю Иоанну, при котором, как полагал агиограф, был основан Спасо-Евфимиев монастырь, службы святителю Феодору). Колобанов сообщает о четырёх списках «Жития» Иоанна, содержащих две редакции текста: Пространную и Краткую. «Житие» предваряется большим вступлением. Завершает сонм Суздальских святых, прославленных Григорием, преподобный Косма Яхромский. Созданное Григорием «Житие» преподобного дошло в пяти списках, из которых один относится к XVI в. Написанным Григорием «Житиям» присущи стилистические черты, характерные для памятников середины XVI в.: риторичность, подражательность произведениям предшествующего времени вплоть до прямых заимствований. Суздальский агиограф составил службу и Похвальное слово «новым чудотворцам» – Собору русских святых, пополнившемуся после канонизаций в 1547 и 1549 гг. Служба и Похвальное слово содержатся в рукописи конца 1550 – начала 1560 гг. В некоторых списках службы хронологически последним именем является имя Василия Блаженного (ум. в 1557 г.). В докладе Поместному собору Российской православной церкви 1917–1918 гг. русский историк Борис Александрович Тураев (1868–1920 гг.) отметил, что служба «новым чудотворцам» составлена Григорием «по образцу службы всем преподобным, положенной на службу сырную, с прямыми заимствованиями с неё (например, седален по первом стихословии)». В службе «новым чудотворцам», где прославляются не только канонизированные святые, но и подвижники благочестия, представлен более полный, чем в Похвальном слове, список имён. Несмотря на то что составленная Григорием служба «новым чудотворцам» не получила широкого распространения в русской литургической традиции, она явилась прототипом более поздних редакций служб Собору русских святых вплоть до «Службы всем святым, в земли Российской просиявшим», утверждённой на Поместном соборе 1917–1918 гг. Служба Григория была опубликована старообрядцами в 1786 г., затем единоверцами в начале XX в. (Похвальное слово в этих изданиях принадлежит не Григорию, а Семёну Денисову). В качестве образца для Похвального слова Григорий использовал «Слово о преподобных отцах в Сырную субботу» митрополита Григория Цамблака (около 1364 – около 1420 гг.), дополненное сюжетами из Киево-Печерского Патерика, других древнерусских житий. От произведения Григория Цамблака Похвальное слово Григория отличается большей конкретностью в описании жизни святых, выраженной гражданской позицией, патриотизмом. Исследователям трудно согласиться с Руфиной Петровной Дмитриевой (1925–2001 гг.), датировавшей Похвальное слово около 1547 г. Она обосновывает свою точку зрения тем, что Григорий «отмечает как современник работу владимирских иноков Рождественского монастыря над «Повестью о житии Александра Невского»». Григорий упоминает в сочинении, по-видимому, Похвальное слово (третью редакцию «Жития» Александра Невского), написанное по поручению митрополита Макария во владимирском Рождественском монастыре между 1547 и 1552 гг., однако суздальский агиограф пишет об этом труде в прошедшем времени («владимерстии иноцы написаша достойно добродетели его»). Несмотря на то что Григорий в Похвальном слове повествует о святых с разной степенью подробности и многих имён не упоминает, этот труд является первым памятником соборного прославления русских святых. Неверным считается предположение Ф.Г. Спасского о том, что Григорий, названный в акростихе службы князю Всеволоду (Гавриилу; составлена в конце XVI – начале XVII в.), и Григорий – одно лицо (автором службы князю Всеволоду является Григорий Топинский).



 
PR-CY.ru