ГРИГОРИЙ Цамблак - Страница 9

Исходными, по мнению исследователей, должны быть варианты с наиболее скромным титулованием, поскольку трудно представить понижение (в отличие от повышения) статуса автора при переписке его сочинений. Большинство учительных и похвальных слов было написано Григорием Цамблаком, очевидно, в молдавский период жизни, когда он являлся официальным проповедником «великой молдовлахийской церкви». Его плодовитость как писателя и обширность его литературного наследия послужили причиной для необоснованной атрибуции Григорию Цамблаку ряда разножанровых и разновременных сочинений. Так, канонист Алексей Степанович Павлов в споре с Евгением Евстигнеевичем Голубинским высказывался в пользу принадлежности Григорию Цамблаку полемического «Стязания с латиною», приписываемого в заголовке Георгию, митрополиту Киевскому. К. Мечев предпринял попытку атрибутировать Григорию Цамблаку «Сказание о Зографских мучениках» (неубедительность этого наглядно продемонстрировал Б.С. Ангелов). В то же время у исследователей нет достаточных оснований сомневаться в авторстве Григория Цамблака в отношении службы мученику Иоанну Новому, как некогда считал А.И. Яцимирский, и применительно к «Житию» короля Стефана Дечанского, как это делал Е.П. Наумов. Как церковный писатель (и прежде всего, как проповедник) Григорий Цамблак является представителем тырновской книжной школы второй половины XIV–XV в. с характерным для неё стилем «плетения словес», воспитанным на стилистике болгарских переводов этого времени и литературном творчестве старшего современника и учителя – патриарха Евфимия. Большой художник-лирик, изящный оратор-стилист, он вдохнул жизнь в мёртвенность «злоухищрений» византийской риторики XIV в. и нередко служил образцом для новых поколений, приближаясь к Кириллу Туровскому и его школе. Сочинения Григория Цамблака обнаруживают знакомство автора с широким кругом греческой и славянской литературы, начиная с творений святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова, нередко используемых им в качестве образцов. Он в полной мере воплотил характерный для православной славянской культуры конца XIV–XV в. тип писателя-космополита, способного действовать и творить в любой области православного мира. В «Житиях» свв. Стефана Дечанского и Иоанна Нового Григорий Цамблак полностью отождествляет свои интересы с интересами страны, в которой живёт и пишет, выступая в одном случае сербским агиографом, а в другом – родоначальником славяно-молдавской литературы. Это отнюдь не исключает у него патриотизма (выражающегося, в частности, в скорби о погибшей родине) и чувства православного славянского единства, запечатлённых в Повести о перенесении мощей преподобной Параскевы (содержащей идею перехода славы Болгарии в Сербию), в Похвальном слове патриарху Евфимию и в надгробном Слове митрополиту Киприану. В «Житиях» Григорий Цамблак выступает, прежде всего, как агиограф, а не как исторический писатель. Его цель заключается в создании образа идеального святого, что особенно заметно на примере короля Стефана Дечанского, превратившегося под пером болгарского книжника в идеального правителя-исихаста и борца с «латиномудрствующими».

 



 
PR-CY.ru