ГРИГОРИЙ Цамблак - Страница 7

О смерти митрополита Григория «Македонца» (!) сообщает также (без указания даты) послание Владислава (Ягайло) папе Мартину V, выражающее скорбь по поводу того, что умер человек, по словам польского короля, желавший унии, при помощи которого её легко было бы осуществить. Версия, выдвинутая епископом Мелхиседеком (Лебедевым) и развитая А.И. Яцимирским, по которой Григорий Цамблак не умер в означенном году, а оставил кафедру и тайно удалился в Молдавию, принял схиму с именем Гавриил в Нямецком в честь Вознесения Господня монастыре и прожил ещё около 30 лет, занимаясь книгописанием, к настоящему времени окончательно оставлена (её недостоверность убедительно обосновал Э. Турдяну). В особенности же это стало ясно после обнаружения рукописи, написанной и подписанной Гавриилом в 1412/1413 г., т.е. не только раньше предполагаемого ухода Григория Цамблака в Молдавию, но даже ещё до избрания его митрополитом. Не является обоснованным мнение Игоря Борисовича Грекова (1921–1993 гг.), согласно которому Григорий Цамблак не умер зимой 1419/1420 г., а был вынужден оставить митрополию и удалиться в изгнание (оно, по сути, повторяет гипотезу А.И. Яцимирского с той лишь разницей, что бывший митрополит, по этой версии, отбыл не в Молдавию, а в неизвестном направлении). В книжной традиции XVI–XVII вв. заметны признаки смешения Григория Цамблака с соимённым ему учеником и преемником митрополита Исидора, который именуется в поздних источниках «Болгарином», возможно, под влиянием указаний на болгарское происхождение Григория Цамблака. В то же время появление в заглавии единственного списка «Слова похвального...» отцам Констанцского собора добавления «у Флорентии» (т.е. Ферраро-Флорентийского) указывает на то, что это сочинение Григория Цамблака у книжников XVI в. ассоциировалось (вероятно, тематикой) с личностью более позднего митрополита-униата. «Добрым и ревностным униатом» именуется Григорий Цамблак в полемических сочинениях, вышедших из-под пера приверженцев Брестской унии в XVII в. Раннее изображение («портрет») Григория Цамблака сохранилось на миниатюрах в оригинале хроники фон Рихенталя (завершена в 1425–1430 гг.), в её более поздних списках и в древнейшем издании (Аугсбург, 1483 г.). Здесь Григорий Цамблак представлен в архиерейском облачении и митре, с окладистой чёрной бородой; на гербовом щите помещён двойной крест сложной формы. На миниатюрах Лицевого летописного свода последней трети XVI в. он достаточно условно изображён в виде старца с окладистой длинной бородой, сначала в монашеских одеждах, а после избрания – в архиерейском облачении (с митрополичьим белым клобуком). Литературное наследие Григория Цамблака весьма велико. Он – один из самых плодовитых и популярных православных славянских авторов XIV–XV вв. Его современники называли «мужем зело книжным, изучившим из детства всякую книжную мудрость», что подтверждается анализом его произведений и распространённостью их в списках. Перу Григория Цамблака достоверно принадлежат два пространных и два проложных «Жития» (мученика Иоанна Нового Сочавского и короля Стефана Дечанского), две службы (им же), Повесть о перенесении мощей преподобной Параскевы из Тырнова в Видин и Сербию (а также, вероятно, одна из редакций службы этой святой), два похвальных слова своим учителям и наставникам (патриарху Евфимию и митрополиту Киприану), послание великому князю Тверскому Иоанну Михайловичу, две приветственные речи (папе Мартину V и отцам Констанцского собора).

 



 
PR-CY.ru