ГРИГОРИЙ Цамблак - Страница 6

В «Слове похвальном...» он превозносит мудрость отцов Собора, призывая их отказаться от поношения противной стороны и собраться для братской беседы, «любомудро, а не любопрительно, апостольски, а не фарисейски», и тогда Бог «подвигнет обоя страны в собрание... да по первых отец преданию обновете благочестивое исповедание веры». Позиция Григория Цамблака в данном случае находится в полном согласии с традиционным к тому времени постулатом православной стороны, тогда как папа Римский и его советники были решительными противниками дискуссии по вопросам вероучения. В речи Григория Цамблака, первоначально написанной, вероятно, по-гречески, но сохранившейся в латинском пересказе, встречается ряд выражений, характерных для католической традиции, например, именование папы «истинным наместником Иисуса Христа», однако, как предполагал ещё А.И. Яцимирский и убедительно показал Эдвард Ликовский (1836–1915 гг.), это не отражает позиции автора, а принадлежит переводчику текста на латынь – доминиканскому монаху греческого происхождения, активному стороннику унии Андрею Хрисовергу (ум. в 1451 г.). То обстоятельство, что Григорий Цамблак прибыл на Собор в Констанц лишь два года спустя после его созыва и своего возведения на митрополичью кафедру, свидетельствует, что решение об этой поездке было принято после длительных споров о том, на каких условиях западнорусское духовенство согласится участвовать в Соборе. В письме папе Мартину V от 1 января 1418 г. польский король Владислав (Ягайло), извещая понтифика о выезде митрополита на Собор, употреблял очень осторожные формулировки о целях поездки: Григорий Цамблак едет, чтобы предложить и обсудить возможные пути и способы соединения своей паствы с католической церковью. Раньше в послании отцам Собора Владислав и Витовт писали, что православное духовенство противится этому соединению, т.к. не желает вторичного крещения. 18 января 1418 г. Григорий Цамблак со свитой прибыл в Констанц и 25 февраля был торжественно принят папой Мартином V, перед которым в присутствии императора Сигизмунда I (1368–1437 гг.) произнёс приветственную речь (источники не сообщают, было ли Григорием Цамблаком произнесено «Слово похвальное...», обращённое к отцам Собора). Исследователи считают установленным, что с идеей заключения локальной унии Григорий Цамблак не выступал ни перед папой, ни перед Собором. На это косвенно указывает и отсутствие обвинений Григория Цамблака в приверженности унии в русских источниках (напротив, летописный рассказ, помещённый под 1417 г. во многих сводах, рисует его горячим ревнителем православия, призывающим великого князя Витовта оставить «лятскую веру»), и включение его исповедания веры в великорусские рукописи (вплоть до Великих Миней Четьих). Под 1418 г., не называя точной даты, летописи сообщают о возвращении митрополита в Литву. Хроника фон Рихенталя свидетельствует, что все «духовные и светские господа из Королевства Польши, Литвы и Руси» уехали из Констанца после закрытия Собора, которое состоялось 23 апреля (о дальнейших примерно полутора годах жизни Григория Цамблака источники молчат). Согласно известиям ряда русских летописей и сходной по содержанию (но без указания места смерти) записи в рукописи библиотеки монастыря св. Павла на Афоне, Григорий Цамблак скончался зимой 1419/1420 г. «на Киеве», вероятно во время морового поветрия.

 



 
PR-CY.ru