ГРИГОРИЙ Цамблак - Страница 4

Однако попытка поставить митрополита на часть Киевского диоцеза при жизни законно возведённого ранее на кафедру иерарха вызвала скандал, и Григорий Цамблак «от Святейшаго Вселенскаго Патриарха Евфимия и от Божественного и священнаго збора извержен бысть из сану и проклят». Витовт, опираясь на поддержку западнорусских епископов, направил в марте 1415 г. в Константинополь послов, которые снова должны были требовать утверждения кандидатуры Григория Цамблака, угрожая, что в противном случае западнорусские епископы сами поставят митрополита. Ответ из Византии не пришёл, и 15 ноября того же года Григорий Цамблак был поставлен на митрополичий стол Собором епископов. Это событие имело большое значение, послужив в определённой степени прологом к автокефалии Русской церкви в середине XV в. Сразу после избрания Западнорусский митрополит пытался обосновать законность этого акта. Исследователи считают несомненным его участие (и, возможно, даже ведущую роль) в составлении Окружного послания западнорусских епископов (15 ноября 1415 г.), на что указывает апелляция, к примеру, Болгарской и Сербской церквей (не исключена также причастность Григория Цамблака и к созданию тогда же Окружного послания на ту же тему великого князя Витовта). Одновременно Григорий Цамблак попытался расширить свой диоцез за счёт великорусских епархий. В послании великому князю Тверскому Иоанну Михайловичу (1357–1425 гг.), составленном тогда же и также имевшем характер окружного, Григорий Цамблак титулует себя «митрополитом Киевским и всея Руси», извещает адресата о своём избрании и обязанности молиться за него. Исследователям не известно, были ли отправлены подобные послания другим влиятельным русским князьям (например, Рязанскому) и светским властям Новгорода и Пскова (летописи об этом молчат). Это вполне вероятно, но роста митрополии, подвластной Григорию Цамблаку, за этим не последовало. В формуляр архиерейской присяги русских епископов в середине XV в. (после провозглашения Русской церковью автокефалии) были внесены слова: «Отрицаюся и проклинаю Григориева Цамблакова раздрания, якоже есть проклято». Однако примирение Григория Цамблака с Константинопольским патриархатом произошло достаточно скоро. Патриарх Иосиф II (1416–1439 гг.), вступивший на престол в мае 1416 г. и получивший от митрополита Фотия «писание» о действиях Григория Цамблака, подтвердил решение своего предшественника, заверил московские церковные и светские власти, что «никако да не будет от нас послабление» в отношении самозваного Киевского митрополита, и сообщил, что судом патриаршего Синода Григорий Цамблак был предан «по извержению в отлучение и в проклятие». Слова патриарха подтвердил в одновременно отправленных посланиях митрополиту Фотию и великому князю Василию I Дмитриевичу (1371–1425 гг.) и император Мануил II Палеолог (1391–1425 гг.). Однако патриархия и император, нуждаясь в военной помощи в борьбе против турок и в материальной поддержке, не были заинтересованы в обострении конфликта с Литвой и Польшей. По свидетельству Густынской летописи, патриарх Иосиф II, в конце концов, признал избрание Григория Цамблака.

 



 
PR-CY.ru