ГРИГОРИЙ Цамблак - Страница 3

Вопрос о времени и продолжительности его пребывания в Молдавии (1401–1402 или 1401–1406 гг.) находится в прямой зависимости от датировки сербского периода его жизни. В Сочаве Григорий Цамблак создал ряд торжественных и учительных слов, написал пространное и проложное («афлисис») «Жития» мученика Иоанна Нового и службу ему, мощи которого были перенесены в 1402 г. из Четатя-Албэ (современный Белгород-Днестровский) в Сочаву, заложив тем самым основу для церковного почитания мученика как молдавского национального святого. В 1406 г. митрополит Киприан вызвал Григория Цамблака в Москву. В пути через Новогрудок и Вильно тот узнал о смерти митрополита (16 сентября 1406 г.) и на какое-то время задержался в Великом княжестве Литовском, где познакомился с великим князем Витовтом (около 1350 – 1430 гг.). После пребывания в Литве Григорий Цамблак некоторое время жил в Константинополе и был игуменом Плинарийского монастыря Пресвятой Богородицы. Из заголовка надгробного Слова митрополиту Киприану, написанного им в этом монастыре к 1409 г., известно об этом эпизоде биографии автора (название монастыря указано в единственном списке Слова ошибочно: «Плинаирского»). Текст датируется на основании упоминания в нём о тридцати годах, прошедших после посещения митрополитом Киприаном Тырнова (1379 г.), и о двух–трёх годах после его кончины. По единодушному мнению исследователей, надгробное Слово было произнесено Григорием Цамблаком на территории Киевской митрополии спустя три года после кончины Киприана, перед посещением или в связи с прибытием нового главы Русской церкви митрополита Фотия (осень 1409 г. – весна 1410 г.). Споры вызывает конкретное место произнесения: Вильно (или Новогрудок), Киев или Москва. О посещении Москвы Григорием Цамблаком в это время летописи не сообщают (хотя такую возможность исследователи не исключают), им, впрочем, более вероятным представляется вариант, связанный с Великим княжеством Литовским (центры которого документированы для этого периода значительно хуже). Старшие белорусско-литовские летописи (Никифоровская, Супрасльская) под 1414 г., после рассказа о чудесах Колочской иконы Божьей Матери (празднование 9 июля), принесённой в Москву 15 августа, содержат краткое известие: «Тогда был Цамъвлак на Москве». Понять, что стоит за этим сообщением, в силу его краткости исследователям не представляется возможным; им неясно даже, идёт ли речь о городе или о территории княжества (к тому же в великорусском летописании рассказ о Колочской иконе помещён под 1413 г.). Находясь в Великом княжестве Литовском в середине 1410 гг., Григорий Цамблак включился в борьбу за возвращение центра Киевской митрополии из великорусских областей, подвластных великому князю Московскому, в западнорусские (Киев или Новогрудок). В качестве первого этапа планировалось создание отдельной Западнорусской митрополии. В 1414 г. великий князь Литовский Витовт, поддерживаемый двоюродным братом польского короля Владиславом (Ягайло), обратился в Константинополь с предложением поставить на Киевскую кафедру Григория Цамблака. Согласно Окружному посланию митрополита Фотия, с этим предложением в столицу Византии отправился сам Григорий Цамблак, возможно, рассчитывая (помимо политического влияния Витовта) на свои связи при патриаршем дворе.

 



 
PR-CY.ru