Словарь по христианству Г ГРИГОРИЙ Цамблак

ГРИГОРИЙ Цамблак

ГРИГОРИЙ Цамблак (около 1364 – после 1450 гг.) – выдающийся болгарский, сербский, молдавский и русский писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы, дипломат, митрополит Киевский Западнорусской митрополии. Источники для изучения биографии Григория Цамблака (за исключением последних пяти лет его жизни) скудны и ограничиваются сочинениями. Григорий Цамблак происходил из разветвлённого валашского по своим корням знатного рода, представители которого играли заметную роль в истории Византии, Болгарии и Сербии. В Болгарии семейство Цамблаков известно с первой половины XIV в., в источниках встречаются упоминания его представителей (в частности, в синодике царя Борила содержится славословие Цамблаку, великому примикирию царя Иоанна Александра), однако степень их родства с Григорием Цамблаком для исследователей остаётся невыясненной. В исследовательской литературе XIX – начала XX в. Григория Цамблака порой ошибочно называли сербом. Это связано с его реальным или гипотетическим родством с митрополитом Киприаном, который в русских источниках XVI в. также необоснованно именуется сербом. Русские летописи устойчиво называют его болгарином. Родился Григорий Цамблак, вероятнее всего, в Тырнове, столице Второго Болгарского царства. Дата его рождения устанавливается исследователями приблизительно на основании свидетельства написанного им надгробного Слова митрополиту Киприану, где автор сообщает, что во время посещения Киприаном Тырнова (1379 г.) он «отроческыи еще носяща возраст». Имя Григория Цамблака до пострига исследователям неизвестно. Гипотеза Александра Ивановича Яцимирского (1873–1925 гг.), что в миру его звали Гавриилом, базировалась на предположительном отождествлении Григория Цамблака с молдавским книгописцем Гавриилом (Уриком) и на допущении, что при пострижении в схиму Григорий Цамблак вернулся к крестильному имени. В настоящее время эта точка зрения не принята в науке, как и отождествление Григория Цамблака до пострига с болгарским книгописцем Гавриилом. До конца 1960 гг. в литературе на основании пассажа надгробного Слова митрополиту Киприану («Братиа бо вам есмы отлучшии, понеже и отець ваш, иже плачю нам предлежит вина, брат беаше нашему отцю») считалось несомненным, что Григорий Цамблак был племянником Киприана по отцу. В 1968 г. Й. Холтхусен указал литературный источник этого сочинения Григория Цамблака – Надгробное слово Григория Нисского Антиохийскому епископу Мелетию и высказал мнение, что понятие родства у Григория Цамблака следует толковать не в физическом, а в духовном смысле. Точка зрения Й. Холтхусена получила признание в западноевропейской славистике, но в болгарской исследовательской литературе преобладает традиционная точка зрения, трактующая данное чтение в буквальном смысле. Вероятно, Григорий Цамблак принял монашество ещё в молодости (время и место пострига неизвестны), получив образование в окружении Болгарского патриарха Евфимия (до 1331 – между 1402 и 1409 гг.), где была сосредоточена духовная жизнь Болгарии в последней трети XIV в. как в интеллектуальном, так и в религиозном (приверженность исихазму) смысле. Позднее Григорий Цамблак, вероятно, какое-то время жил на Афоне, возможно, в Великой Лавре св. Афанасия (в XIV в. центре болгарской переводческой и книгописной деятельности) и в сербском монастыре св. Павла, однако время и продолжительность его пребывания на Святой Горе точно не установлены.

 



 
PR-CY.ru