ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ - Страница 5

Его отдельные главы изымались из общего корпуса, переписывались как самостоятельные «Жития», которые служили основой для создания позднейших расширенных версий жизнеописаний тех же святых. К «Житию отцов» близка последняя часть «Книги о чудесах» – «О славе исповедников». Здесь упоминается о тех святых, жизнь которых описана Григорием Турским в «Житии отцов», однако в отличие от последнего в «Славе исповедников» собраны описания только посмертных чудес. Это характерно для всех «Книг о чудесах», за исключением первых глав «О славе мучеников», где Григорий Турский приводит рассказы о чудесах, связанных с именем Спасителя, Богородицы, апостолов. Исчислению пасхалии посвящён небольшой трактат Григория Турского о движении звёзд – «De cursu stellarum ratio» («Размышление о движении звёзд»), содержащий описание созвездий, а также чудесных божественных и человеческих творений. В книге отмечены необычные астрономические и природные явления (извержения вулкана Этна, горящий грацианопольский источник и др.). Григорий Турский сделал несколько переработок памятников греческой агиографии. Латинская версия «Liber de miraculis beati Andreae apostoli» («Книги о чудесах блаженного апостола Андрея») представляет собой вольный перевод с греческого текста. Григорию Турскому принадлежит пролог и краткий эпилог к этому сочинению, однако переложил ли он греческий текст или просто стилистически переработал уже существовавший перевод, исследователям неизвестно. Это же касается сочинения «Passio ss. martyrum septem dormientium apud Ephesum» («Страдания семи святых мучеников, в Эфесе уснувших»), где Григорий Турский – автор только вступительного послания, адресованного Сульпицию, епископу Битуриги (современный Бурж). Он пишет, что всего лишь нашёл текст произведения в монастыре св. Мартина и переписал его. К числу таких же вольных переработок памятников восточной агиографии, сделанных Григорием Турским, относятся «Passio s. Thomae apostoli» («Страдания апостола Фомы») и примыкающее к нему сочинение «De miraculis s. Thomae apostoli» («О чудесах апостола Фомы»), основанные на апокрифических сказаниях об апостоле. К этому жанру относятся апокрифические «Historiae apostolicae libri X» («Десять книг апостольской истории»), греческий оригинал которых приписывается Авдию, епископу Вавилонскому. Григорий Турский также упоминает о том, что он добавил предисловие к праздничной службе, составленной Сидонием Аполлинарием, но ни предисловие, ни сам чин службы не сохранились. Сигиберт из Жамблу называет среди сочинений Григория Турского хронику, однако этот памятник, известный также как «Annales franci» («Франкские анналы»), представляет собой краткие сведения по годам из истории Франкского королевства, доведённые до начала правления Карла Великого (около 742 – 814 гг.). Их материал заимствован из «Истории франков» Григория Турского, а также «Истории» Псевдо-Фредегара. Григорию Турскому приписывается «Книга о страдании, чудесах и славе св. мученика Иулиана», которую исследователи считают самостоятельным сочинением, отличным от одноимённой второй части «Книг о чудесах», на основе которой и более раннего «Мученичества св. Иулиана» она и была составлена уже после смерти Григория Турского. Впервые все его труды были изданы в 1522 г. в Париже, многократно переиздавались в переводах на различные языки. В католической иконографии Григорий Турский изображается работающим над рукописями на фоне рыбы (символ выздоровления).



 
PR-CY.ru