ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ - Страница 4

В конце четвёртой книги Григорий Турский привёл общий счёт лет, где выделены важные для хрониста и его труда вехи европейской истории и истории государства франков, доведя его до 575 г. Пятая книга (575–580 гг.) открывается обвинением меровингских королей, современников Григория Турского, в бесконечных междоусобицах, разорявших страну и народ, подробный рассказ о которых составляет содержание пятой, шестой, седьмой и восьмой книг. Подробность изложения и внесение некоторых уточнений и исправлений в эти книги заняли у автора почти три года (587–589 гг.). Необходимость постоянных разъездов по Австразии и Бургундии заставляла Григория Турского отвлекаться от написания «Истории...», что сказалось на девятой и десятой книгах, представляющих собой лишь краткое изложение событий 587–591 гг. Весь труд был закончен в 591 г., тогда же были вновь отредактированы первые четыре книги. Незадолго до смерти Григорий Турский заново просмотрел весь труд, внёс поправки и довёл повествование до 594 г. Исправления были обусловлены необходимостью согласовывать данные разнообразных источников, которыми пользовался историк: Библия, Жития святых, письма и сочинения отцов церкви, воспоминания, народные саги (например, «Сага о Хильдерике») и сказания. Для описания событий, происходивших в Византии и Испании, использовались рассказы паломников. Григорий Турский часто ссылается на используемых им авторов, что должно было придать его сочинению особый авторитет. Хорошей осведомлённости о событиях во всех франкских королевствах способствовала близость историка к представителям правящего дома, а также занимаемое им высокое положение в управлении государством и доступ к королевскому архиву. Согласно Григорию Турскому, столпами современного ему общества являются церковь и королевская власть. Интересы церкви, которые всегда стояли для Григория Турского на первом месте, и её недовольство внутренними раздорами королей и вымогательством чиновников, которые ложились на плечи простонародья и затрагивали богатства церкви, описаны в «Истории...». Повествование начинается описанием сотворения мира, продолжается изложением мировой истории (согласно Библии), событий на территории бывшей Западной Римской империи, затем в Галлии и заканчивается историей епископства Туроны. Таким образом, Григорий Турский вписал в библейскую историю события, происходившие в Галлии, как неотъемлемую часть всемирной истории. Наиболее известное из его агиографических сочинений «Vita patrum» («Житие отцов»), или «De quorundam feliciorum vita» («О жизни некоторых блаженных»). В этом сочинении виден сознательный характер так называемого деревенского стиля, в котором писал Григорий Турский, т.к. сборник «Житий» предназначался малообразованным клирикам и простолюдинам для чтения. Сборник состоит из 20 «Житий» галльских епископов и монахов V–VI вв. Каждому «Житию» предшествует небольшое вступление, как правило, содержащее рассуждения нравственно-аскетического характера. Это произведение Григория Турского пользовалось наибольшей популярностью в Средние века.

 



 
PR-CY.ru