ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ - Страница 2

Он добился подтверждения договора (586/587 гг.), заключённого в Анделауме (современный Андело) между Гунтрамном и Хильдебертом II для разрешения территориальных споров, выступал посредником в переговорах между этими королями, с одной стороны, и королевой Фредегондой, вдовой Хильперика I, – с другой, предоставил убежище Меровею, мятежному сыну Хильперика I, тем самым сохранив ему жизнь. На Соборе в Паризиях (современный Париж) в 577 г. защищал Претекстата, епископа Ротомага (современный Руан), обвинённого в незаконном венчании Меровея с вдовствующей королевой Брунгильдой и в передаче денег противникам Хильперика. Григорий Турский выдержал нелёгкое противостояние с графом Левдастом, военным наместником Турон, которого поставил Хильперик I, отстоял свою правоту перед судом епископов и очистился клятвой в присутствии враждебно настроенного короля (впоследствии Хильперик I лично испросил у Григория Турского благословение). После восстановления власти Хильдеберта II в Туронах (584 г.) Григорий Турский стал ближайшим советником короля Австразии. В Туронах епископ прославился справедливостью и благотворительностью, а также как выдающийся проповедник и основатель новых городов и монастырей. Стремясь к упрочению авторитета церкви и распространению христианства, способствовал распространению почитания св. Мартина, восстановил сгоревший кафедральный собор в Туронах, добился у королей освобождения епископства от налогов, повсюду организовывал строительство новых храмов, уделял много внимания воспитанию и обучению духовенства, обращал в христианство иудеев и еретиков-ариан. Литературное наследие Григория Турского велико. Основные произведения посвящены становлению католической церкви и её доктрины в противостоянии с арианством и иными ересями (впервые были изданы под общим названием «Opera omnia» в 1699 г.). В произведениях обнаруживается его знакомство с историческими сочинениями Евсевия Кесарийского (около 263 – 340 гг.), Иеронима Стридонского (342 – 419/420 гг.), Сульпиция Севера (363 – 410 или 429 гг.), Павла Орозия (около 385 – 420 гг.), Виктора Аквитанского, а также с утраченными ныне «Историями» Сульпиция Александра и Рената Фригерида, поэзией Венанция Фортуната, проповедями и «Диалогами» папы Римского Григория I Великого (590–604 гг.), трактатами и письмами галльских епископов – Сидния Аполлинария, Вьеннского епископа Авита и Ремигия Реймсского. Тем не менее, круг чтения Григория Турского был ограниченным (он признавался, что не обучен грамматике и не воспитывался на чтении светских авторов). Список своих сочинений Григорий Турский привёл в конце десятой книги «Истории франков»: «Я написал десять книг «Истории», семь книг о чудесах, одну книгу о Житии (святых) отцов, сочинил одну книгу толкований на Псалтирь и одну книгу о чине церковных служб». «Книги о чудесах», как отмечал автор в предисловии к её последней части, представляют собой одно произведение, лишь для удобства разделённое на семь частей (книг). Изначально он включил в неё также «Житие отцов», которое впоследствии изъял и оформил как самостоятельное произведение. Сигиберт из Жамблу дал иное разделение его книг с изменёнными названиями.

 



 
PR-CY.ru