ГРИГОРИЙ НОВЫЙ - Страница 3

Об их пребывании с начале XVI и до конца XVII в. в монастыре Орешковица упоминает прот Афона Гавриил в «Житии» Константинопольского патриарха Нифонта II (1486–1488, 1497–1498, 1502 гг.). С 1733 г. гробница Григория Нового вновь упоминается в Горняке, с 1771 г. мощи фигурируют как «погребённые в земле» в монастыре Войловица, а к концу XVIII в. вновь вернулись в Горняк. Их перенос в Войловицу мог быть связан со «Вторым переселением сербов» на земли Австрийской империи в 1738 г. Не исключено, что в Войловице находились мощи другого соимённого подвижника-исихаста. Из записи, сделанной 21 июня 1861 г. на Минее служебной в Горняке, следует, что эта книга была приобретена на деньги, найденные рядом с гробницей Григория Нового. О том, что в 1900 г. игумен Савва переложил мощи святого из гробницы в ковчег (размером 82×34 см) со стеклом в середине, свидетельствует надпись на ковчеге. Во время Второй мировой войны он временно хранился в соборе г. Пожаревац. В 1977 и 1979 гг. иноки Горняка подарили две частицы мощей (часть главы и палец) монастырю Григориат, о чём монах Герасим Микраяннанит (1904–1991 гг.) составил службу. Анализ Жития» св. Ромила, написанного Григорием Новым, показывает, что автор имел хорошее образование, но не светское, а полученное у учителей-исихастов, знал греческий и славянский языки. Стиль и способ изложения «Жития» имеют сходство со стилем и способом изложения «Житий» преподобных Григория Синаита и Феодосия Тырновского, автором которых был Константинопольский патриарх Каллист I (1350–1353, 1355–1363/1364 гг.). По словам Григория Нового, он составил «Житие» в память об учителе и по обету о неоскудении духовного семени, данному им Пахомию Великому. В конце он приводит правила подвижнической жизни иноков, которые соответствуют учению Григория Синаита о трёх душевных силах, данных Богом человеку для спасения (словесной, яростной и желательной), и которые должны использоваться иноками по естеству, но в угоду Божию для борьбы со страстями и внушениями (прилогами). Григорий Новый также приводит сведения по истории южнославянского монашества того периода, сообщает о турецких вторжениях в Византию, о нападении турок на Парорийскую обитель, о её запустении, описывает природу, климат, некоторые части Парории и Тырнова. Хронологические несоответствия указывают на то, что, вероятно, церковное предание объединило в лице Григория Нового двух или более подвижников-исихастов с одним и тем же именем. Во-первых, это мог быть Григорий, основатель Григориата, который устроил этот монастырь не позднее 1328 г., о чём свидетельствует хрисовул императора Андроника II Палеолога (1282–1328 гг.), выданный монастырю св. Дионисия. Во-вторых, другой Григорий, наставник Афанасия Метеорского, но в момент их поселения в Метеорах (около 1340 г.) он был уже старцем и не мог стать учеником Ромила, родившегося в 1330 гг., а тем более пережить его и написать его «Житие». При этом строительство монастыря Горняк твёрдо датируется 1379 г. на основании упомянутой грамоты князя Лазаря.



 
PR-CY.ru