ГРИГОРИЙ СИНАИТ - Страница 9

«Старцы-исихасты», о которых говорит митрополит Феофан и с которыми общался тогда Григорий Синаит, обитали в малых поселениях, расположенных, главным образом, на крайней южной оконечности полуострова, поблизости от Великой Лавры. Сохранились имена некоторых из них, наиболее уважаемых: преподобный Геронтий из Вулевтирий, Корнилий, Авксентий, Исаия, Макарий, Григорий, Геронтий, Феодул, преподобный Герман Марулис, Иаков Трапезундский, Климент, Галактион, Марк Аплус. К ним исследователи добавляют преподобного Максима Кавсокаливита, в «Житии» которого, написанном митрополитом Феофаном, подробно рассказывается о встрече Максима и Григория Синаита в то время и об их беседе, посвящённой сердечной молитве и её воздействию. Таким образом, выбор Григория Синаита именно этого места для поселения не был случаен: между 1330 и 1360 гг. в окрестностях Великой Лавры произошёл необычайный расцвет исихастской жизни, о котором известно также из «Житий» преподобных Нифонта, Ромила, Афанасия Метеорского, святителя Григория Паламы и других документов. Но и это пребывание Григория Синаита на Афоне было кратким. Постоянно повторялись турецкие набеги, которые заставили его сначала перебраться под защиту стен Великой Лавры. Однако жизнь в большом общежительном монастыре не удовлетворяла его, постоянный контакт с другими монахами беспокоил душу, стремившуюся к безмолвию. Поэтому в 1335 г. он решил окончательно оставить Святую Гору и вернуться в Парорию, место, казавшееся ему самым подходящим для жизни, которой он себя посвятил. Взяв с собой ученика, Григорий Синаит достиг на корабле Адрианополя (современный Эдирне, Турция), а оттуда пешком добрался до Парории. Вероятно, он сел на корабль в порту Великой Лавры, доплыл до устья р. Эврос и затем поднялся вверх по течению реки, которая была судоходна как раз до Адрианополя. «Житие» Максима Кавсокаливита, написанное митрополитом Феофаном, повествуя о пророчестве Максима, предсказавшего оставление Григорием Синаитом Афона и возвращение в Парорию, описывает сцену его отправления с Афона и упоминает о том, что он предпринял пеший переход до Комитиссы, местности, расположенной в конце афонского полуострова, где некоторые монастыри имели владения. В свете авторитетного свидетельства Каллиста этот более поздний рассказ кажется исследователям менее достоверным, тем более что это сообщение присутствует в изложении митрополита Феофана, скорее всего, для того, чтобы прославить пророческий дар Максима. Тем не менее, согласовать эти противоречащие друг другу данные исследователи считают возможным, предположив, что Григорий Синаит, отправившись с Афона пешком, сел на корабль в Комитиссе или в Иериссе и оттуда доплыл до Адрианополя. Если уже на Афоне он в последние годы весьма прославился, то в Парории его известность достигла вершины: «Прибыв в Парорию, Григорий Синаит был как солнце, восходящее для живущих во тьме: он питал хлебом жизни тех, которые алкали спасения, и был неисчерпаемым источником в словах, в делах и в созерцании. Его знали в столице, во Фракии и в Македонии, в Болгарии, в области Дуная и в Сербии. Тогда пришли к нему бесчисленные избранные, желая напитаться от источника его вечно живых поучений, и были насыщены.

 



 
PR-CY.ru