ГРИГОРИЙ СИНАИТ - Страница 5

Он посетил различные монастыри и пу́стыни Святой Горы для ознакомления. О том же говорится и в других житиях монахов. Так, например, Максим Кавсокаливит после прибытия на Святую Гору (только после того как «посетил все святые монастыри помолился и почтил в них Бога») поселился в Великой Лавре. Но из «Жития» Григория Синаита Каллиста следует, что цель, которую преследовал Григорий Синаит этими посещениями, была иной. Он встречал многих монахов, преуспевших в добродетели, и спрашивал их об исихии, хранении ума и созерцании. Они же, направив свои силы на делание, ничего об этом не знали, даже таких слов не слышали. Григорий Синаит был, естественно, разочарован результатами поиска. «Подумав об этом и помолившись», он пришёл, наконец, в скит Магула, где обрёл то, что искал: там жили три монаха (Исаия, Корнилий и Макарий), которые не только занимались деланием, но отчасти и созерцанием. Григорий Синаит поселился неподалёку, вместе со своими учениками усердно трудился, воздвиг кельи для обитания, построил себе на небольшом удалении исихастирий (келью для безмолвия), в котором, как говорит Каллист, мог предаваться в одиночестве общению с одним только Богом. Первые десять лет пребывания Григория Синаита на Афоне были отмечены не только объединением вокруг него многочисленной группы учеников, но также событием, которое произошло в то время, когда он начал становиться известным духовным наставником. Григорий Синаит, который после своего прибытия на Святую Гору не нашёл, по сути, ни одного монаха, практиковавшего безмолвие и хранение ума, научил этому пути не только монахов, живших уединённо, но и насельников больших монастырей. Вероятно, некоторые монахи были смущены отдельными сторонами его учения и практики. Они обратились к нему с требованием: «Не учи нас пути, которого мы совершенно не знаем» – и желали изгнать его со Святой Горы. Каллист видит главной причиной инцидента зависть, внушённую дьяволом некоторым «славнейшим» монахам, не желавшим и слышать о недавно прибывшем наставнике. Изгнание с Афона, которого требовали монахи, представляло собой очень суровую меру наказания, осуществимую только с помощью вмешательства высшей афонской власти, которая могла быть применена лишь в связи с тяжкими нарушениями монашеского устава или в случае обвинения в ереси. За всю византийскую эпоху подобные решения принимались в исключительных случаях. Так, около 1080 г. игумен монастыря Ксенофонт Симеон по решению собрания монахов был изгнан с Афона, потому что принял в обитель трёх юных послушников, нарушив требования устава императоров Иоанна I Цимисхия (972 г.) и Константина IX Мономаха (1045 г.). В более близкую ко времени Григория Синаита эпоху (в 1344 г.) общим собранием афонитов было принято решение изгнать группу монахов, обвинённых в богомильстве. В одном из писем Каллиста, адресованном монахам Великой Лавры (около 1359 г.), упоминается о происшествиях, которые повлекли тяжёлые последствия и подробности которых неизвестны: патриарх предписал изгнание группы монахов, виновников раздора и смуты, но не со Святой Горы, а «из Лавры и из принадлежащих ей монастырей» и приказал, чтобы «они шли в другие монастыри и там оплакивали свою вину».

 



 
PR-CY.ru