Словарь по христианству Г ГЕОРГИЙ ЛАПИФ

ГЕОРГИЙ ЛАПИФ

ГЕОРГИЙ ЛАПИФ (XIV в.) – византийский учёный, писатель. О его жизни и трудах сообщает в «Истории» Никифор Григора (около 1295 – около 1360 гг.), опираясь на рассказ своего ученика Агафангела, гостившего у Георгия Лапифа на Кипре в 1347–1349 гг. Георгий Лапиф происходил из богатой и знатной кипрской семьи, жившей неподалёку от г. Лапиф (античная Лампуса), откуда и пошло родовое прозвище. Близость к правителям Кипра Лузиньянам и широкая благотворительная деятельность снискали ему широкую известность как на его родном острове, так и в Византийской империи. На собственные средства Георгий Лапиф выкупил из плена многих православных христиан. Разносторонняя образованность Георгия Лапифа, обладавшего познаниями в богословии, философии, математике, астрономии, ставит его в ряд выдающихся учёных той эпохи. Экономическое процветание Кипрского королевства в правление покровительствовавшего ему Гуго IV де Лузиньяна (1324–1359 гг.) способствовало расцвету интеллектуальной жизни. Георгия Лапифа, прекрасно владевшего греческим и латынью, часто приглашали для богословских диспутов в присутствии короля, и он неизменно побеждал своих западных оппонентов мастерством силлогистики и начитанностью в святоотеческих сочинениях. По богословским убеждениям он был антипаламитом и поддерживал дружеские отношения с Григорием Акиндином (около 1300 – 1348 гг.) и Никифором Григорой (их переписка содержит много подробностей о развитии исихастских споров). Показательно также, что Георгий Лапиф был, по свидетельству императора Иоанна VI Кантакузина (1341–1355 гг.), единственным антипаламитом за пределами Византии. Мнение Рудольфа Гийана и Э. Цолакиса о том, что в конце жизни Георгий Лапиф переменил отношение к учению Григория Паламы, оспаривает Ж. Надаль. Из многочисленных сочинений Георгия Лапифа целиком сохранились лишь два: нравоучительная поэтическая импровизация из 1491 стиха и поэма «Что сказала бы Богородица, видя Христа на кресте в святую и великую Пятницу». Сохранились также фрагменты изложения веры, составленного Георгием Лапифом с катехизаторскими целями, и схематического разъяснения основных положений веры и таинств. Он сформулировал ряд философских вопросов, разъяснение на которые дал Варлаам Калабрийский (около 1290 – 1348 гг.). Кроме того, Георгию Лапифу, возможно, принадлежит перевод латинского астрономического трактата (так называемые Толедские таблицы) и небольшой текст об астролябии.

 
PR-CY.ru