ГРИГОРИЙ ПАЛАМА - Страница 3

Здесь по просьбе своих спутников Григорий Палама принял священнический сан. Вскоре (около 1326 г.) он переселился на гору близ Веррии, где предался суровой аскезе, выходя к монахам-пустынникам только по субботам и воскресеньям. Его пребывание в пустыни было прервано смертью матери. В 1330 г. Григорий Палама отправился в Константинополь и привёз оттуда в Веррию своих сестёр, монахинь (старшая, Епихарида, вскоре умерла). Ещё до отъезда в Константинополь в Веррии Григорий Палама познакомился с Григорием Акиндином, который прибыл туда преподавать грамматику. Заключение об этом исследователи делают на основании письма Акиндина, в котором он сообщает, что Григорий Палама, вернувшись из столицы, передал ему некий астрономический трактат Никифора Григоры (Х.Ф. Байер предполагает, что речь идёт о комментарии Григоры к трактату «О сновидениях» Синесия Киренского), предназначавшийся внезапно скончавшемуся к тому времени философу Иосифу Ракендиту (около 1260 или околол 1280 – 1330 гг.). Возможно, тогда же Акиндин избрал будущего святителя своим духовным наставником и под его влиянием принял решение стать монахом (в первом «Антирритике» против Григория Паламы Акиндин свидетельствует о том, что был его духовным сыном; ещё в нескольких местах Акиндин называет Григория Паламу своим лучшим другом и братом). В 1331 г. из-за частых набегов сербов на Веррию Григорий Палама возвратился на Афон и удалился в пустынь св. Саввы близ Лавры, где продолжал вести тот же образ жизни, что и в Веррии. В пустыни его посетил Акиндин, возможно, прибывший на Афон вместе с ним из Веррии. Он надеялся с помощью протекции Григория Паламы быть принятым в Лавру, но (несмотря на поддержку Григория Паламы и его ученика, будущего Константинопольского патриарха Каллиста I) получил отказ не только в Лавре, но и в монастырях Иверском, Филофея и Симонопетра. В седьмом «Антирритике» против Акиндина Григорий Палама рассказывает, как уже через несколько дней практики в чистой молитве Акиндин сообщил ему, что удостоился видения света, изнутри которого виднелось некое человеческое лицо. Григорий Палама расценил этот духовный опыт ученика как «страшную прелесть и забаву сатанинскую» и решил взять Акиндина под опеку, чтобы спасти его. Но какое-то время спустя, когда Акиндин уже жил в Лавре, некоторые монахи, узнав об этом эпизоде, не позволили игумену принять его окончательно. Около 1332 г. Григорий Палама начал писать. Первым его сочинением стало «Житие преподобного Петра Афонского» (около 1332 г.), затем он написал полемическую гомилию «О введении во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» против тех, кто отрицал историчность этого события (около 1333 г.). В 1335/1336 г. афонскими властями Григорий Палама был назначен игуменом монастыря Эсфигмен (это служение продолжалось короткое время). В развитии его спора с Варлаамом Калабрийским, продолжавшегося шесть лет (с 1335 по 1341 гг.), исследователи выделяют два этапа: 1335–1337 гг. – вероучительный конфликт и 1337–1341 гг. – полемика об исихазме. Р. Синкевич следующим образом реконструирует последовательность событий, связанных с началом полемики. В 1334–1335 гг. возобновились дискуссии с латинскими богословами о церковной унии.

 



 
PR-CY.ru