ГРИГОРИЙ БОЛГАРИН - Страница 2

И теперь Иона писал в Литву, но не только от своего имени, а от лица всего Собора русских архиереев, отвергших унию. Однако надежды папы Римского Калликста III, добившегося антиканонического разделения Русской митрополии, навязать признание Флорентийской унии православному населению Киевской митрополии не оправдались. Против разделения активно выступили Великий князь Московский и митрополит, которые присылали к епископам посланцев с просьбами и угрозами, но ничего не добились. Политика Казимира IV временно давала пример дерзновения и западнорусским епископам. Король, принимая в 1447 г. литовский великокняжеский трон, давал присягу литовско-русскому шляхетству и людству сохранять в целости Литву (Виленщину, Луцк, Волынь, Подолию), но эта присяга была неохотно встречена даже польским королём. Казимир IV старался в Литве демонстрировать своё одинаковое отношение ко всем подданным всех языков и всех вер, призывая их к единению во всех отношениях. Церковная смута и сепаратизм были ему не нужны. Когда в 1448 г. Москва, наконец, решилась на самостоятельное поставление в митрополиты всей русской церкви Ионы, Казимир IV в письменном договоре (1449 г.) с Московским князем Василием II Васильевичем (Тёмным; 1425–1462 гг.) согласился признавать митрополитом всей неразделённой Русской церкви на Москве и на Литве того, «кто будет люб им обоим». На этом основании король прислал Ионе в Москву своё княжеское «жалованье и поминки (подарки)». Β начале 1451 г. в Москву была направлена и установительная грамота от Казимира IV на управление Ионой православными епархиями Литовского княжества. Β грамоте король обращается к своим православным епископам, духовенству, к князьям и боярам и всему народу «христианства русского» с указанием «чтить Иону, как отца митрополита, и слушаться его в делах духовных». Действительно, первые десятилетия своего великого княжения Казимир IV был другом русских и любил больше Литву, чем Польшу. Но с 1470 гг. он входит в конфликты с Москвой, начинает разделять польскую политику олатынивания всей Руси и Русской церкви. Особенно потряс атмосферу литовско-русской дружбы удар великого князя Ивана III Васильевича (1462–1505 гг.) в 1471 г. по Новгороду за то, что тот для сохранения своей вольности сговорился и перешёл в федерацию литовско-русского государства. Этот конфликт усилился ещё изменой для Казимира IV Смоленского и Черниговского князей, которые перебежали в Москву. Такое колебание почвы грозило безопасности государства. Крымские ханы в этом состязании русских земель играли роль лукавых корыстных союзников то той, то другой стороны. Крымский хан Менгли-Гирей (1467, 1469–1475, 1478–1515 гг.) в 1482 г. грабил Киев и Киево-Печерскую лавру в угоду Ивану III. Α когда Иван III отправился в 1471 г. в карательный поход на Новгород, то хан, как друг Казимира IV, ударил в тыл Ивану III по московским пределам. Казимир IV, изменивший свою первоначальную политику, начинает усиленно строить на русских землях латинские костёлы. Β 1483 г. он издаёт указ, запрещающий русским строить новые церкви и починять старые в духе полузабытого Городельского постановления 1413 г. Но такой запретительный указ можно было беспрепятственно проводить только на землях, принадлежащих лично королю, на землях княжеских и латинских панов (русские паны в своих владениях оставались ещё полноправными «патронами» своих церквей и строили новые и починяли старые пока ещё свободно).

 



 
PR-CY.ru