ГРЕХ - Страница 6

Сторонник неоортодоксии, Р. Нибур не признавал грех необходимым атрибутом человеческой природы, полагая, однако, что грех присущ человеку как результирующая взаимодействия в душе страха ответственности, страха смерти, искушения ложной автономностью (относительно Божественного провидения) и чувственностью. Идеолог диалектической теологии П. Тиллих большее значение придавал онтологическому аспекту греха – результат отчуждения от первоосновы бытия и собственного «Я». Политически нагружено было понятие греха в теологии освобождения: грех – это социальное и экономическое угнетение, эксплуатация человека человеком и равнодушие к чужой обездоленности. Феминистская теология объявила грехом женскую робость как форму покорности злу, производную от заниженной самооценки женщин, их презрения к себе. В современном баптизме подчёркивается мысль, что грех означает Бога, т.к. является разрывом личной связи верующего с Христом. Поскольку примирение в таком случае оказывается много важнее уплаты долга (см. Искупление), противопоставлять греху следует не столько добродетель, сколько веру. Греко-восточной церкви не пришлось выдержать такой острой борьбы по вопросам о спасении и грехе, какая разгорелась между католичеством и протестантизмом. Примечательно, что до V в. для Востока оказывается чуждым учение о первородном грехе. Здесь религиозные притязания и задания долго остаются очень высокими и дерзкими (Афанасий Великий, Василий Великий). Эти и другие обстоятельства создали недостаток определённости в учении о грехе. «Православное исповедание» (вопрос 16) говорит: «Грех сам по себе не существует, поелику он не сотворён Богом. Посему невозможно определить, в чём он состоит». Вопрос 24: «В падении Адама человек погубил совершенство разума и ведения, и его воля преклонилась более ко злу, нежели к добру». Однако «воля, хотя осталась неповреждённой по отношению к желанию добра и зла, впрочем, сделалась в одних более преклонной ко злу, в других к добру» (вопрос 27). Учение о грехе стоит в неразрывной связи с учением о благодати. В православии учение о грехе приняло отчасти мистическую и аскетическую направленность: грех расценивается не в юридическом плане, как метафизический деликт, требующий эквивалентного возмещения ущерба (см. Индульгенция, Чистилище), а как болезнь или ранение души, усложняющее домостроительство спасения, поскольку больной нуждается не только в прощении вины, но и в излечении. Терапевтическими свойствами православие и католицизм наделяют христианские таинства, в которых Божественная благодать (и только она, по мысли христиан) способна исцелить раны души. Избавление от греха иудаизм, христианство и ислам видят в длительном покаянии, т.е. искреннем сокрушении о содеянном (или помысленном, т.к. возможны как грехи плоти, так и грехи разума, грехи действия и грехи бездействия), в твёрдом решении исправиться, заглаживании вины, волевом сопротивлении искушениям, добровольном принятии религиозного наказания. См. также Грех первородный, а также Грех в Словаре по Исламу и Грех в Словаре по Иудаизму.



 
PR-CY.ru