ГРЕХ - Страница 5

Подавленное мыслями о греховности Средневековье мыслило Бога как карающего Судию. Отсюда представление о важности заслуг и сатисфакции. В страхе перед карами за грехи миряне, естественно, думали больше о наказаниях и о средствах их избежать, чем об устранении греха. Наказание служило не столько тому, чтобы вновь приобрести Бога Отца, сколько тому, чтобы избежать Бога-Судии. Лютеранство акцентировало догмат о первородном грехе, которые есть principum material, обусловливающий связь и раскрытие всего протестантского вероучения. Апология Аугсбургского исповедания заявляет: «После падения нам вместо нравственности прирождена злая похоть; после падения мы, как рождённые от грешного рода, не боимся Бога и пр. Вообще первородный грех есть и отсутствие первобытной праведности и злая похоть, которая приразилась к нам вместо этой праведности». Шмалькальденские члены утверждают, что естественный человек «не имеет свободы в выборе добра. Если допустить противное, то Христос напрасно умер, ибо не было бы грехов, за которые Он должен был бы умереть, или же Он умер бы только ради тела, но не ради души». Формула согласия цитирует слова Мартина Лютера (1483–1546 гг.): «Я осуждаю и отвергаю как великую ошибку всякое учение, прославляющее нашу свободную волю и не взывающее к помощи и благодати Спасителя, ибо вне Христа наши господа грех и смерть». М. Лютер, отстаивая тезис Апостола Павла (Рим. 3:23, 6:23, 7:7–8, 1 Кор. 15:56) и Августина о порабощении человеческой воли грехом, опровергал взгляды гуманиста Эразма Роттердамского (1469–1536 гг.). Согласно протестантской хамартиологии (доктрине о грехе), суть греха коренится в неверии и жестокосердии (т.е. отказе довериться божественным обетованиям), а его внешними проявлениями в поведении человека оказываются гордость, чувственность и страх, поскольку грех – это не только своевольное несоблюдение божественных предписаний, но и состояние индивидуальной вражды с Богом. Последствия греха – нравственное и духовное рабство, вина перед Господом, вечная погибель и адские муки. Протестантский теолог Фридрих Даниэль Шлейермахер (1768–1834 гг.) интерпретировал грех антропологически как господство в человеке низшей природы над высшей. В XX в. переосмыслением хамартиологии занимались, например, протестанты Рейнгольд Нибур (1892–1971 гг.), Пауль Тиллих (1886–1965 гг.), представители католической теологии освобождения и феминистской теологии.

 



 
PR-CY.ru