ГВИДО АРЕТИНСКИЙ - Страница 2

Эти названия ступеней (за исключением «ut») используются до настоящего времени. Так называемая рука (дидактическое наглядное пособие по сольмизации), изобретение которой приписывают Гвидо Аретинскому, по-видимому, появилась позднее; введение термина «manus Guidonis» («Гвидова рука») относится к XV в. В наиболее обширном из его сочинений («Микрологе») систематизированы знания о музыке того времени. Во многом он развивает идеи предшественников: Боэция («Учение о гармонии»), анонимных авторов «Учебника музыки», «Схолии к учебнику музыки» и «Диалога о музыке». К числу оригинальных идей Гвидо Аретинского исследователи относят: расширение миксодиатонического звукоряда до «ре» второй октавы, новый способ деления монохорда (mensura Guidonis), сравнение методов композиции мелодики и стиха с предложением способа сочинения мелодий, в некоторой степени механистического (метод литерафонии – соотнесение высот звукоряда с гласными «a», «e», «i», «o», «u» и составление на основе этой шкалы мелодии, исходя из гласных в слогах распеваемого текста). Одно из центральных мест в «Микрологе» занимает теория лада (главы 7–13), в которую входят теория модальных функций ступеней звукоряда и «родства звуков» (affinitas vocum), проблема ладовой мутации (трансформации) и двойной ступени «си» («си круглое» соответствует современному «си-бемоль», «си квадратное» – «си» или «си-бекар»); разделение «на практике» четырёх ладов на восемь (парами: автентический – плагальный), их двойная номенклатура (греческая и латинская); определение лада песнопения по интонационным формулам с мнемоническими текстами (formulae modi); определение главного звука лада (финалиса); изложение правил, ограничивающих диапазон мелодий в разных ладах. Отдельного внимания исследователей заслуживает теория диафонии (двухголосного органума; главы 18–19). Помимо изложения правил удвоения тонов Гвидо Аретинский приводит классификацию используемых в органуме созвучий, а также вводит понятие «пригодности» ладов для диафонии. Ему принадлежит термин «occursus» (новый тип заключительной каденции, характеризующийся большей свободой органального голоса), а также понятие «organum suspensum» (способность органального голоса находиться над кантусом, т.е. перекрещивание голосов).



 
PR-CY.ru