Словарь по христианству Г ГВИДО АРЕТИНСКИЙ

ГВИДО АРЕТИНСКИЙ

ГВИДО АРЕТИНСКИЙ (990 гг. – после 1033 г. или 1050 гг.) – итальянский музыкант и теоретик музыки. По версии Ж. Морена, Гвидо Аретинский получил образование в монастыре Сен-Мор-де-Фосе (отсюда вариант написания его имени как Guido de Sancto Mauro). Продолжил учёбу, вероятно, в бенедиктинском монастыре Помпоса близ Феррары. Там же впервые приобрёл известность как автор новой системы обучения пению. Гвидо Аретинский изобрёл новый метод нотации, с помощью которого составил (совместно с монахом Михаилом, адресатом его «Послания») вариант Антифонария (в настоящее время утерян). Сохранились два пролога Гвидо Аретинского к Антифонарию: «Prologus in antiphonarium», известный также под названием «Aliae regulae» («Иные правила», до 1025 г.), и «Regulae rhythmicae» («Правила в стихах», 1025–1026 гг.). Около 1025 г., не найдя поддержки в Помпосе, переехал в Ареццо под покровительство епископа Теодальда, которому посвятил трактат «Micrologus de disciplina artis musicae» («Микролог, или Краткое изложение учения о музыкальном искусстве»; сохранилось более 70 средневековых списков). Гвидо Аретинский стал широко известен после поездки в Рим по приглашению папы Иоанна XIX (1024–1032 гг.), где в его присутствии Гвидо Аретинский демонстрировал преимущества нового Антифонария. Об этом (а также о последующем посещении Помпосы) сообщается в «Epistola (Guidonis Michaeli monacho) de ignoto cantu (directa)» («Послание о незнакомом песнопении (направленном Гвидо монаху Михаилу)», после 1028 г., но не позднее 1033 г.). Известно также, что впоследствии Гвидо Аретинский удалился в монастырь близ Ареццо, возможно, ордена камальдулов в Фонте-Авеллана, где пробыл до конца жизни. Его новации, определившие развитие теории музыки последующих эпох, носили практический характер и были призваны облегчить исполнение (в том числе с листа) и самостоятельное (per se) разучивание песнопений, а также их фиксацию и исправление мелодий, заученных с ошибками. В обоих прологах к Антифонарию были изложены основы новой нотации. Гвидо Аретинский объединил существовавшие до него принципы нотного письма: невмы он поместил на линейный стан (первоначально две линии: жёлтая и красная) с буквами-ключами С и F, обозначающими высоты «до» и «фа» (ниже которых в диатоническом звукоряде находятся полутоны). В «Послании» Гвидо Аретинский вводит новый метод – сольмизацию, основанный на запоминании модально-интервальных свойств звуков относительно друг друга. В качестве мнемонической мелодии он предложил использовать шесть строк из латинского гимна св. Иоанну Крестителю: «UT queant laxis REsonare fibris MIra gestorum FAmuli tuorum, SOLve polluti LAbii reatum», начальные звуки которых (восходящий гексахорд от «до») следовало соотносить со звуками незнакомого песнопения.

 



 
PR-CY.ru