ГРААЛЬ, Святой Грааль - Страница 2

В европейских средневековых романах Грааль трактуется не как чаша, а как камень или некая драгоценная реликвия. Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и т.д. В некоторых версиях даже близкое созерцание магического предмета даёт бессмертие, а также различные блага в виде еды, питья и т.п. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой. В IX в. в Европе начинают «охотиться» за реликвиями, связанными с земной жизнью Христа. По мнению исследователей, впервые это реализуется в «Романе об истории Грааля» (1190 гг.) Робера де Барона. У этого автора Грааль описан как чаша, в которую стекала кровь распятого Иисуса Христа (отсюда и одна из ложных этимологий Грааля – sang real, или «святая кровь»). Более того, именно эта чаша, оказывается, использовалась на Тайной вечере, т.е. является потиром. Согласно де Барону, после смерти Христа священная чаша оказалась в руках Его тайного ученика Иосифа Аримафейского, сумевшего её сохранить и вывезти за пределы Палестины, в Великобританию, где около нынешнего Гластонбери он выстроил церковь и поместил в неё святыню. Начиная с Робера де Барона пребывание Иосифа Аримафейского в Британии стали связывать с Гластонберийским холмом. В 1190 г. монахи Гластонберийского аббатства объявили об обнаружении саркофагов короля Артура и его супруги Гвинервы. В 1278 г. прошла торжественная церемония их перезахоронения, на которой присутствовали король Эдуард I с супругой. С тех пор Грааль в воображении позднейших поколений был неразрывно связан с Гластонбери. Он передавался в роду Иосифа из поколения в поколение, оказывая магическую поддержку. Поиски и обретение Грааля составляют важный источник сюжетных линий во многих легендах о рыцарях короля Артура (Персеваль, Ланцелот, Галахад и др.). В поэме баварского миннезингера Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (между 1195 и 1210 гг.) Грааль представляет собой камень, надёжно хранящийся в неприступном горном замке Монсальваж. Поэтому в средневековых романах о Персифале главный герой ищет и находит волшебный замок, в котором под охраной тамплиеров хранится Грааль. У Вольфрама фон Эшенбаха образ Грааля тесно связан с многочисленными алхимическими представлениями, прежде всего, с философским камнем (см. Алхимия). Согласно другим легендам, Грааль выточен ангелами из изумруда, утраченного Люцифером при своём падении. Помимо прочего, Грааль – это символ высокого благородства, достоинства, безупречной нравственности: только самые избранные люди после долгих поисков и испытаний удостаиваются чести лицезреть Грааль.  Так, Галахад считается святым рыцарем, единственным человеком, которому удалось добыть Грааль. С детства воспитанный монахами в целомудрии и праведной жизни, он заслужил право прикоснуться к святыне. После этого был вознесён на небо как святой.

 



 
PR-CY.ru