Словарь по христианству Г ГРААЛЬ, Святой Грааль

ГРААЛЬ, Святой Грааль

ГРААЛЬ, Святой Грааль (старофр. «graal» – «большое блюдо», «поднос») – важный нравственный и мистический символ западноевропейских средневековых сказаний; в средневековых кельтских и нормандских легендах – одно из орудий Страстей, чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого на кресте Спасителя. В кельтских мифах есть ведьмин расколотый волшебный котёл Керидвен. Хранится он в некоем замке, куда попасть могут только совершенные люди с чистыми помыслами. Это место именуется Аннун. Аннун – это одновременно и изначальная мировая Бездна, место, где смерть сильнее жизни, и где всё существующее порождено смертью, но где рождается всё живое, и Иной Мир, где обретаются боги и где проходит Дорога на чудесный остров западных морей – Авалон. В тех же кельтских преданиях есть и другой миф, связанный с камнем Граалем. Это был особый камень, который умел кричать. Криком он признавал истинного короля и был установлен в древнеирландской столице Таре. Впервые Грааль упоминается в X–XI вв. в песнях странствующих бретонских певцов, чьё творчество было генетически связано с ирландской и особенно валлийской культурными традициями. В некоторых описаниях он весьма напоминает неиссякаемый сосуд из более древних кельтских легенд, который по своей функции сходен с аналогичными предметами в мифологии других индоевропейских народов, в частности, с рогом изобилия. Исследователи полагают, что именно древние кельтские мифы о сосуде или подносе изобилия, наделённом магическими свойствами, стали основным источником последующих легенд о Граале. Самое раннее письменное повествование о нём – «Персеваль, или Повесть о Граале» (около 1182 г.) Кретьена да Труа. Здесь Грааль описывается как таинственное золотое блюдо, выложенное драгоценными камнями, предмет неустанных поисков юного рыцаря Персеваля. В период с 1180 г. и примерно до 1225 г. появляется много различных текстов о Граале (в основном на французском языке) в жанре рыцарских романов. Ни один из них не стал «каноническим», поэтому образ Грааля не приобрёл законченности, и в разных сочинениях история происхождения, облик и свойства Грааля описываются по-разному. Но чаще всего Грааль представлялся в виде чаши (отсюда устойчивое выражение «чаша Грааля»), обладающий сверхъестественными способностями, в частности передвижением по воздуху, неожиданным исчезновением и внезапным появлением. Кроме того, с Граалем постоянно ассоциируется качество неиссякаемого изобилия, что делает его символом земного материального счастья. «Языческий» символизм Грааля со временем вытесняется христианскими мотивами. Так, легендарные рыцари Круглого стола проводили свою жизнь в бесплодных поисках Святого Грааля, который (вместе с копьём, пронзившим тело Христа), якобы сохранил и привёз в Британию Иосиф Аримафейский.

 



 
PR-CY.ru