ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 10

Таким образом, Поместный Собор решал вопрос об отношениях между церковью и государством принципиально, отвлекаясь от сложившейся ситуации, предлагал идеальную в его представлении норму таких взаимоотношений. Статус православной церкви в этом документе определялся так: «Православная Российская Церковь, составляя часть единой Вселенской Христовой Церкви, занимает в Российском государстве первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское государство». Одновременно провозглашалась независимость церкви от государственной власти «в учении веры и нравственности, богослужении, внутренней духовной дисциплине и сношениях с другими автокефальными Церквами», а также в делах церковного законодательства, управления и суда. «Действия органов православной Церкви подлежат наблюдению государственной власти лишь со стороны соответствия их государственным законам, в судебно-административном и судебном порядке». «Определение...» предусматривало обязательность принадлежности к православной церкви главы Российского государства, министров исповеданий и народного просвещения и их заместителей. Собор настаивал на признании юлианского календаря, которым пользуется православная церковь, государственным календарём, двунадесятых праздников, воскресных дней и других особо чтимых церковью праздников неприсутственными днями, на недопустимости добровольного выхода из православия ранее достижения возраста, установленного для вступления в брак (этот возраст определялся для юношей 18 лет, для девиц 16 лет, однако Собор не уточнял, являлся ли брачный возрастной ценз относительно девиц основанием для более раннего их религиозного самоопределения, нежели юношей), на признании церковного венчания по православному обряду законной формой заключения брака, на предоставлении православным низшим, средним и высшим школам, как специально-богословским, так и общеобразовательным, одинаковых прав с правительственными учебными заведениями, на обязательности преподавания для православных детей Закона Божия во всех низших, средних и высших учебных заведениях при содержании законоучительских должностей в государственных школах за счёт казны, на присутствии в армии и на флоте православного духовенства. Таким образом, Поместный Собор стремился к тому, чтобы православная церковь сохранила все преимущества, вытекающие из её государственного статуса, с устранением негативных последствий Петровской реформы церковного управления, подчинившей церковь государству. Иными словами, в проекте Собора был сделан шаг от принципов государственной церковности к традиционной симфонии церкви и государства, насколько она могла мыслиться реализуемой в иных исторических условиях, в условиях иной политической и правовой культуры, чем те, что существовали в Византии и в допетровской России. При этом Собор вопреки позиции некоторых его членов не высказался в пользу определённой формы государственного устройства, так что проектируемое им устроение церковно-государственных отношений предполагалось совместимым не только с монархическим, но и с республиканским правлением. Разрушение многовекового тесного союза православной церкви и государства, начатое Временным правительством, завершилось советской властью. Декретом Совнаркома «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г. православная церковь была отделена от государства, но при этом не получила прав частного религиозного общества, была исключена на территории Советского государства из числа субъектов гражданского права, её правовой статус приблизился к нелегальному. Поместный Собор 1917–1918 гг. не признал законности этого декрета.



 
PR-CY.ru