ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 6

Тем не менее, при сохранении за церковью государственного статуса государство может участвовать в решении таких дел, как учреждение новых епархий и приходов и установление границ между ними, открытие монастырей, духовных школ, устройство христианских кладбищ, а в отдельных странах оказывать легальное влияние на замещение епископских и иных церковных должностей, санкционировать поставление первого епископа. С конца XX в. во многих странах, где имеется государственная церковь, разрыв её правового положения с положениями других религиозных организаций постепенно уменьшается. Особенностями государственной церкви остаются частичное или полное государственное финансирование её деятельности, участие государства в назначении иерархов, священнослужителей, возложение на структуры государственной церкви регистрации браков и иных актов гражданского состояния. В России система государственной церковности, заимствованная у протестантских немецких княжеств эпохи абсолютизма и фактически устранившая прежнюю симфонию церкви и государства, существовала в 1721–1917 гг. (формально до издания декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви в январе» 1918 г.). Законодательным термином, обозначающим государственный статус православной церкви в России, был не «государственная», но «господствующая Церковь». Создателем этой системы явился император Пётр I, по указанию которого в 1721 г. была осуществлена кардинальная реформа церковного управления: упразднено патриаршество и учреждён Святейший Правительствующий Синод (Ведомство православного исповедания), одновременно обозначившая глубокий переворот в церковно-государственных отношениях. Святейший Синод представлял собой высшую законодательную, административную и судебную инстанцию Российской православной церкви; при этом действовал исключительно с согласия императорской власти. Государственные законы, регулировавшие церковную жизнь, издавались либо как именные указы высочайшей власти, либо как указы Синода, который (как и Правительствующий Сенат) действовал от имени государя, получал от него к исполнению высочайшие указы и повеления по всем церковным делам. Все постановления Синода выходили со штемпелем: «По указу Его Императорского Величества». При этом Синод имел право ходатайствовать перед высочайшей властью о нуждах церкви. В 1722 г. указом императора Петра I была учреждена должность обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода. Инструкция обер-прокурора была списана с инструкции генерал-прокурора при Сенате. Обер-прокурором, по мысли Петра I, должен был назначаться «из офицеров добрый человек» и быть «оком государя и стряпчим по делам государственным». Впоследствии, когда синодальная система церковного управления приобрела устойчивое положение, в круг обязанностей обер-прокурора входило: наблюдение за исполнением государственных законов по духовному ведомству и контроль за своевременным исполнением дел; просмотр протоколов Синода, прежде чем они будут приведены в исполнение; представление докладов Синода императору и объявление Синоду высочайших повелений; присутствие на заседании Комитета министров по делам православной церкви; осуществление всех сношений Синода с министрами и другими высшими светскими чиновниками; предварительные заключения по всем рассматриваемым в Сенате делам, касающимся церковной недвижимости.

 



 
PR-CY.ru