ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 4

В Англии система государственной церковности, сложившаяся поэтапно, оказалась особенно устойчивой. Происходившие в ней изменения касались, главным образом, статуса религиозных меньшинств: диссидентские сектантские общины, а также католическая церковь со временем пользовались всё более широкой веротерпимостью со стороны государственной власти, а в XХ в. получили полную религиозную свободу, не затронувшую, однако, привилегий государственной англиканской церкви. Своеобразие церковно-государственных отношений в Великобритании проявляется в том, что в Шотландии в отличие от Англии государственный статус имеет пресвитерианская церковь, но при этом её главой также является британский монарх, по вероисповеданию принадлежащий к англиканской церкви. Таким образом, суть системы государственной церковности заключается в несимметричной взаимозависимости церкви и государства. Государственная церковь пользуется привилегиями, которые выражаются в обязательном, как правило, исповедании главой государства вероучения государственной конфессии; в использовании символики государственной церкви в государственных актах, церемониях, государственных учреждениях; в обязательном преподавании в государственных учебных заведениях для детей, принадлежащих к государственной церкви, её вероучения; в частичном финансировании церковных расходов из государственной казны; в признании юридической действительности браков, заключаемых в государственной церкви. Но обратной стороной этих привилегий является участие государственных инстанций в делах внутрицерковного управления вплоть до возможного усвоения главе государства с монархическим титулом статуса главы государственной церкви. При этом система государственной церковности не предусматривает в отличие от симфонической модели церковно-государственных отношений широкого участия церковной иерархии в делах государственного управления. Это означает, что юридически регламентированное влияние главы государства на церковную жизнь оказывается значительно более широким, чем легальное влияние первого епископа, а также коллегиальных органов церковной власти на государственное законодательство и управление. Такая ситуация создаёт проблемы канонического характера. Например, принципиальное значение приобретает вопрос о правомерности участия государства в церковном законодательстве. Проявление некоторых рудиментов государственной церковности наблюдается в принципиально иной системе церковно-государственных отношений, сформировавшейся в конце XVIII в. под влиянием лозунга неограниченной свободы совести, именуемой режимом отделения церкви от государства. Так, во Франции до 1905 г., когда церковь полностью была отделена от государства, в отношении католической церкви, к которой принадлежит большинство французов, сохранялись элементы государственной церковности, уживавшиеся с притеснениями церкви со стороны республиканских правительств Франции. Рудименты государственной церковности сочетались даже с дискриминацией церквей в коммунистических странах в ХХ в. Так, в Чехословакии, где государственная власть руководствовалась атеистическими идеями правящей коммунистической партии, поддерживала атеистическую пропаганду, прибегала к прямым репрессивным мерам по отношению к духовенству разных исповеданий, церкви не были совершенно отделены от государства: священнослужители католической, православной церквей и протестантских деноминаций получали жалованье из государственной казны.

 



 
PR-CY.ru