ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕРКОВЬ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕРКОВЬ – церковь, наделённая в данной стране особым, привилегированным статусом, обладающая легальными, юридически закреплёнными привилегиями в государстве и в своей внутренней жизни зависящая от государственной власти. Соответствующая модель церковно-государственных отношений называется системой государственной церковности. Понятие «государственная церковь», строго говоря, применимо только к христианским странам, т.к. сам термин «церковь» используется для христианских централизованных религиозных организаций. Для других конфессий правильнее говорить о государственной религии, или государственном культе. К государственной церкви (как правило, но не всегда) принадлежит большинство населения страны. При монархической форме правления монарху обычно усваивается статус главы государственной церкви. Со времён императора Константина I Великого (323–337 гг.), установившего христианство в качестве государственной церкви в Римской империи, государственная церковь почиталась как представляющая единственно истинную религию в стране. Все же прочие вероисповедания рассматривались как заблуждения, в той или иной мере терпимые либо преследуемые, но лишённые государственной поддержки. Нормы канонического права государственной церкви рассматривались как источник законодательства, их обязательность для паствы государственной церкви обеспечивалась государственным аппаратом принуждения (или цезарепапизм). В католических странах получила распространение теория папоцентризма, согласно которой папа Римский обладает верховенством как духовной так и светской власти; короли и императоры получают власть из рук папы. Будучи государственной церковью в конкретной стране, католическая церковь имеет своим верховным руководителем не главу государства, а папу. В православных странах, в Византии и в допетровской Руси официально признавалась концепция симфонии властей, т.е. согласованного и равноправного существования светской и духовной власти, каждая из которых обладает полнотой в пределах своей компетенции. В литературе это взаимодействие церкви и государства закрепилось понятием симфонии священства и царства. На практике же проявлялись цезарепапистские тенденции, т.е. стремление императоров, великих князей, королей и царей доминировать, активно воздействовать своей властью на жизнь государственной церкви. Возникновение системы государственной церковности связано с движением Реформации XVI в. в Западной Европе. Выступившие с обличениями папского престола немецкие реформаторы во главе с Мартином Лютером (1483–1546 гг.) обрели защиту в лице воспринявших их идеи немецких князей, прежде всего, саксонского курфюрста Фридриха III Мудрого (1463–1525 гг.). Эти государи, которых М. Лютер называл епископами, приняли на себя в своих княжествах по отношению к религиозным общинам властные полномочия, принадлежавшие в католической церкви епископам. В 1526 г. рейхстаг Священной Римской империи германской нации в Шпайере, в котором участвовали как католики, так и протестанты, постановил временно, до созыва «вселенского Собора», предоставить имперским князьям право регулировать религиозную жизнь в своих государствах.

 



 
PR-CY.ru