ГРАД БОЖИЙ - Страница 2

Августин утверждает добродетель любви и осуждает апатию стоиков (14:9). Началом греха он называет не плоть, а злую волю, которая руководствуется гордостью (14:13–14). Августин описывает историю человечества как сосуществование двух общностей – Града Божьего (Dei ciuitas) и Града Земного (terrena ciuitas). Одним предназначено «вечно царствовать с Богом», а другим «подвергаться вечному наказанию с дьяволом» (15:1). Первым гражданином земного града был Каин. Граждан высшего града рождает благодать, а низшего – испорченная грехом природа (15:2). Ковчег Ноя Августин сравнивает с Иисусом Христом, а отверстие первого с раной второго (15:26). Однако он отвергает крайности как буквального, так и аллегорического понимания Писания (15:27). В числе граждан Града Божьего Августин называет идумеянина Иова (18:47), жившего на три поколения позже патриарха Иакова. Августин связывает время Авраама с эпохой Ассирии времён Семирамиды (18:2) и Египта времён Исиды (18:3). Далее описан Моисей (18:8), получивший на горе Синай Ветхий Завет (18:11). Эпоху Троянской войны он связывает с периодом израильских Судей (18:19). Основание Рима как второго Вавилона относится ко времени правления царя Езекии (18:22). Августин полагает, что и сивиллы предсказывали приход Иисуса Христа (18:23). Вавилонский плен относится к временам Ромула и Фалеса Милетского (18:24). Упоминает Августин и о переводе 70-ти толковников на греческий язык (18:42–43) и о рождении Иисуса Христа (18:47). В политике Августин различает триаду: семья – город – государство (19:7). Причиной межчеловеческой розни он называет разницу языков. Однако истинного покоя в земном мире нет, поскольку даже праведные цари вынуждены вести справедливые войны. Римской республики как дела народа никогда не существовало (19:21). Рабство Августин объясняет следствием греха (19:15). Истинная добродетель происходит не от государственного воспитания, а от религии (19:25). В теологии Августин осуждает хилиастов (20:7). Царство Христово (regnum Christi) и есть нынешняя церковь (ecclesia – 20:9). Первое воскресение мёртвых, о котором говорится в Апокалипсисе, есть не что иное как воскресение духовное (20:10). Антихрист воссядет для совращения людей любо в церкви, либо в Храме Соломона (20:19). Августин настаивает на реальности вечных мучений в огне для грешников (21:2) и обосновывает их ссылкой на Библию (Исх. 66:24). Природа была создана доброй, но была извращена грехом (22:1). Много внимания Августин посвящает опровержению невозможности воскресения мёртвых (22:12) и вознесения их на небеса. Это, по его мнению, возможно даже для нарождённых младенцев (22:13). Женщины воскреснут в женских телах, хотя и не для плотских утех (22:17). «Град Божий» послужил незыблемым фундаментом для многовекового развития католической догмы, философии и морали, а также для политического учения папской теократии. Не менее десяти веков он царил над духом религиозных мыслителей и строителей церкви, как бы указывая пути для отыскания смысла мира и жизни, для определения провиденциального закона, управляющего Вселенной. «Град Божий» занимает важное место и в развитии правовых теорий и взглядов на историю.



 
PR-CY.ru