ГОРСКИЙ Александр Васильевич - Страница 3

А.В. Горский сравнивал догмат со звездой, которая неопытному и невооружённому глазу кажется светящейся точкой. Чем дольше человек наблюдает её, чем больше использует для этого приспособлений, тем яснее для него становится огромность точки. Он различает в ней особенности, потом он познаёт её отношение к другим звёздам, и в итоге они «стали для него одною правильною системою». А.В. Горский указывал на определённое влияние индивидуальных качеств св. отцов на учение церкви. Его курс догматического богословия своим историческим подходом резко отличался от принятой в его время схоластики и не мог быть напечатан (его мысль о развитии догматов воспринималась как «ересь»). Сначала А.В. Горский излагал историю догмата, потом – главнейшие библейские тексты, давая их истолковательный анализ. Далее обсуждались спорные с католиками и протестантами стороны догмата и, наконец, опровержение рационалистических возражений, философско-логическое раскрытие и обоснование догмата. Здесь, в постижении и проникновении внутреннего божественного смысла истории, руководимой божественным промыслом и осуществляющей божественную волю, особенно в истории церкви и главнейших церковных догматов, как высших и точнейших выразителей исторической истины, находит завершение философия истории А.В. Горского. К 450-летию со дня кончины Сергия Радонежского он составил образцовое «Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры» (М., 1842 г.), впоследствии многократно переизданное. А.В. Горский был одним из основателей и постоянных авторов созданного в 1842 г. при Московской духовной академии журнала «Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе» (всего в разных изданиях опубликовал около 40 статей, многие его работы остались в рукописях). По поручению митрополита Филарета (Дроздова) А.В. Горский составил биографии древних Московских и Киевских митрополитов, жития святых Афанасия I Великого (около 297 – 373 гг.), Василия Великого (около 330 – 379 гг.), Епифания Кипрского (310/332 – 403 гг.), блаженного Феодорита (393 – около 458 гг.), написал рецензию на «Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума» Александра Христофоровича Востокова (1781–1864 гг.), внёс исправления и дополнения в работу, позже использовал сравнительно-исторический метод А.Х. Востокова. Крупнейший научный труд А.В. Горского – «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки». К середине XIX в. рукописные фонды библиотеки, включавшие уникальные акты XI–XVIII вв., не были научно востребованными из-за отсутствия указателя или каталога. По инициативе митрополита Филарета с 1849 по 1862 гг. А.В. Горский вместе с преподавателем Симбирской духовной семинарии Капитоном Ивановичем Невоструевым (1816–1872 гг.) описал 576 рукописей (общий план работы и выработка основных направлений принадлежали Горскому). «Описание...», в 1867 г. удостоенное Ломоносовской премии Санкт-Петербургской академии наук, имеет большое научное значение и до сих пор сохраняет актуальность. При жизни А.В. Горского было издано пять томов «Описания…» (М.,1855–1869 гг.), т. VI издан в 1917 г.

 



 
PR-CY.ru