ГОРНЕЕ МЕСТО

ГОРНЕЕ МЕСТО – пространство за престолом в алтаре православного храма, особая зона алтаря, занимающая восточную часть алтарной апсиды, между престолом и восточной стеной. В центре традиционно устраивается архиерейская кафедра (седалище Иисуса Христа и Бога Отца), к которой с двух сторон примыкает синтрон – скамья для священников (впрочем, присутствие синтрона и архиерейской кафедры на горнем месте не является общеобязательным). В середине горнего места никто не может сидеть или стоять, кроме архиерея, изображающего Самого Христа. Об имевшихся в построенной в Тире базилике «многочисленных престолах и скамьях» для восседания епископов и пресвитеров сообщает уже Евсевий Кесарийский (около 243 – 340 гг.). Впоследствии в константинопольской традиции становится общепринятым устраивать епископскую кафедру и синтрон на горнем месте, лицом к престолу и к народу (тогда как, например, в сирийской традиции известна практика оборудовать сиденья для священнослужителей в центре храма, лицом к алтарю). В византийском храме горнее место предназначалось для пребывания духовенства в определённые моменты богослужения. Епископская кафедра представляла собой кресло со спинкой и с ручками. Такие кресла, сделанные из камня, найдены в катакомбах (впрочем, исследователям неясно, имели ли они литургическое значение). В Равенне до настоящего времени сохранилось епископское деревянное кресло, покрытое снаружи резными пластинками из слоновой кости, изготовленное в VI в. В Византии с VI в. сиденья для епископа и пресвитеров соединялись в одну каменную конструкцию в виде амфитеатра, верхняя ступень которого предназначалась для сидения. Среди константинопольских церквей, в турецкую эпоху переделанных в мечети или разрушенных, хорошо сохранились высокие синтроны VI в. в церквах Св. Ирины и св. Евфимии. Синтрон церкви Св. Ирины настолько высок, что под ним устроен проход вдоль стены апсиды. По мнению исследователей, синтрон в храме Св. Софии был таким же (по сообщению Павла Силенциария, он был отделан серебром). Вопрос, почему в одних византийских храмах есть каменное архиерейское кресло, венчающее синтрон, а в других – нет, в настоящее время является дискуссионным. Высокий синтрон имел практическое значение – сидящий на нём епископ был хорошо виден и слышен, когда с кафедры читал проповедь. Однако высота кафедры епископа имела и символическое значение небесного престола; в отсутствие епископа на неё могло устанавливаться Евангелие (об этом сообщает, например, Типикон Великой церкви в разделе о богослужении в Великую субботу). Высота синтрона и дала горнему месту его название. В послеиконоборческое время в связи с развитием иконостаса и сокращением размеров храмов необходимость в высоком синтроне отпала. С X–XI вв. синтроны делают в одну ступень, но центральное место по-прежнему занимает стационарная архиерейская кафедра (например, так устроено горнее место в соборе Св. Софии в Киеве). Иногда в храмах делали настолько узкие синтроны, что для сидения они использоваться не могли и имели исключительно символическое значение. Этот процесс, по мнению Т. Мэтьюза, был связан с изменением роли проповеди, которую заменило чтение учительных текстов, а также с сокращением числа участвовавших в службе клириков. К XIV–XV вв. стационарный синтрон практически исчез, вместо него во время Божественной литургии на горнем месте стали устанавливать переносные скамьи для священников, а при архиерейском богослужении – переносное кресло. В современном православном богослужении горнее место имеет литургическое значение как место пребывания священнослужителей во время чтения Апостола и Евангелия за Божественной литургией. Переход на горнее место в чине литургии сопровождается священнодействием.

 
PR-CY.ru