Словарь по христианству Г ГОРАЗД

ГОРАЗД

ГОРАЗД (ум. после 886 г.) – один из семи известных по имени «учеников» равноапостольных Кирилла и Мефодия и преемник Мефодия по кафедре, сотрудник болгарского епископа Климента Величского (около 840 – 916 гг.). Предположительно выходец из Моравии. По свидетельству древнейших агиографических памятников, Горазд – самый образованный из учеников солунского миссионера, знал несколько языков, был борцом за права славянского богослужения у западных славян. Малочисленные сведения о жизни и деятельности Горазда содержатся в «Пространных житиях» архиепископа Мефодия и Климента Охридского; его имя присутствует во всех упоминаниях об учениках Кирилла и Мефодия. Память Горазда читалась под 17 июля в латинском месяцеслове XIV в. из библиотеки коллегиата в Вислице (Малая Польша), хранившемся до Второй мировой войны в Национальной библиотеке в Варшаве. В этой рукописи были также памяти святых Климента и Наума Охридских (совместно с Гораздом и отдельно) и Прокопия Сазавского. В «Пространном житии» Мефодия равноапостольный архиепископ говорит о нём, что «сь есть вашея земля свободь моужь», не упоминая о знатности его происхождения. Вероятно, Горазд был одним из учеников, которых князь Ростислав отдал в латинские школы в обучение славянским первоапостолам. В 869 г., во время поездки первоучителей в Рим, Горазд был рукоположён во диакона или иерея. Исследователи не могут однозначно утверждать, что он находился вместе с Мефодием в заточении в баварском монастыре в 870–873 гг., и что его имя в форме «Choranzanus» записано в синодик («Братскую книгу») баварского монастыря Райхенау. Незадолго до смерти Мефодий назначил Горазда своим преемником; он (как и его предшественник) был приверженцем славянского богослужения. Для канонизации Мефодия были написаны «Пространное житие» архиепископа (участие Горазда в его создании остаётся для исследователей под вопросом) и, вероятно, служба с каноном Клименту Охридскому. Деятельность Горазда не получила одобрения папы Римского Стефана V (885–891 гг.) и моравского князя Святополка (871–894 гг.). В папской булле, адресованной князю, сообщалось о снятии отлучения с противника Мефодия, Нитранского епископа немца Вихинга, выдвигалось требование строгого исполнения предписаний католической церкви в отношении соблюдения постов и толкования Символа веры. Богослужение на славянском языке запрещалось, священников, противящихся папским решениям, предписывалось изгнать из страны. Из инструкций Стефана V легатам следует, что при условии согласия славянского духовенства подчиниться решениям папы он был готов рассмотреть вопрос о возведении Горазда в архиепископский сан, для чего тот должен прибыть в Рим. Житие Климента Охридского, составленное архиепископом Феофилактом Охридским (ум. в 1126 г.), содержит описание догматических споров между учениками Кирилла и Мефодия во главе с Гораздом и представителями немецкого духовенства, однако у исследователей есть основания считать их авторским вымыслом, поскольку предписания буллы были категоричны и не допускали никаких споров. Горазд отказался подчиниться условиям папской буллы, был низложен немецким духовенством при поддержке князя, а на кафедру был возведён Вихинг. Горазда и его ближайших соратников заключили в оковы и бросили в темницу, где их избивали, но, согласно Житию Климента, по молитве оковы чудесным образом с них спали.

 



 
PR-CY.ru