ГОМИЛЕТИКА - Страница 9

Нравственные качества, духовные совершенства проповедника слова Божьего не только относятся к области пастырской этики и духовной жизни, но касаются непосредственно проповедничества, т.к. определяют действенность пастырской проповеди. Действенна та проповедь, которая назидает паству, влияет на мысли, чувства, волю слушателей, содействуя их духовному возрождению и нравственному возрастанию, вселяя в их души слово Христово. Причины такого воздействия сокрыты не во внешней учёности и приёмах красноречия – они коренятся в глубине внутреннего мира проповедника. Если евангельское учение, жизнь во Христе стали содержанием этого внутреннего мира, то слово проповедника всегда бывает действенно. Напротив, одно холодное, рассудочное усвоение пастырем проповедуемого им учения никогда не принесёт желаемых плодов. Исидор Пелусиот говорит, что слово, не сопрягаемое с деятельностью, немощно и не идёт далее слуха, но если подтверждается жизнью проповедника, то приобретает особую силу и проникает в глубь души. «Посему надлежит просвещать и словом, и жизнью». Только в том случае можно повлиять на слушателей, только тогда можно убедить их, когда личность проповедника соответствует высоким истинам проповедуемого им учения. Барсов пишет: «Личность говорящего не меньше значит для убеждения слушающих, чем само содержание слова и его форма». Таким образом, назидать и возрождать к новой жизни по Евангелию может только тот, кто сам возрождён для жизни во Христе, чья душа просвещена истиной Христовой. В этом залог действенности пастырской проповеди, её влияния на паству. В первосвященнической молитве к Богу Отцу Христос говорит: «Я передал им слово Твоё... Освяти их истиною Твоею: слово Твоё есть истина» (Ин. 17:14, 17). Слово Божье есть сама истина. Это та всесовершенная истина, которая даётся человечеству в учительном слове церкви и которая способна удовлетворить все его духовные запросы. В слове Божьем содержится учение о Боге Творце, о мире видимом и невидимом, о человеке, его грехопадении и искуплении, в нём даны ответы на главные вопросы его временной жизни и вечного бытия. Возвещение и изъяснение миру этого божественного учения составляет основное назначение церкви в истории человечества. Вне этих божественных начал невозможна её учительная деятельность, немыслима и проповедническая деятельность пастыря. Богооткровенный источник содержания церковной проповеди является главным её отличием от любой речи нецерковного характера. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17) – этот призыв Христа к человечеству является средоточием евангельской проповеди. Всё содержание проповедей Спасителя и Его учеников представляет дальнейшее раскрытие великой и светоносной идеи Царства Небесного. Цель церковной проповеди – призыв к спасению (2 Фес. 2:13–14), к жизни и нетлению (2 Тим. 1:10), т.е. к наследованию Царства Небесного. Этой целью должно определяться содержание любой церковной проповеди и её существенная задача, которая состоит в том, чтобы дать слушателям понимание главного смысла жизни, усвоив который можно свободно избрать христианскую систему жизненных ценностей. Христианское мировоззрение, сделавшись достоянием человека, просвещает светом истины его разум, чувства и волю, наполняет положительным содержанием не только его внутреннюю жизнь, но и внешнюю деятельность в области личных и общественных отношений.

 



 
PR-CY.ru