ГОМИЛЕТИКА - Страница 8

Необходимо прибегать и к благодатной помощи в борьбе с грехом – к таинству Покаяния. Если есть возможность, хорошо исповедоваться перед каждой проповедью. Чистая совесть проповедника – залог тёплой и богоугодной молитвы, без которой невозможно успешно совершать благовестие слова Божьего. Молиться надо перед каждой проповедью, прося Бога о даровании благого слова, независимо от того, кто слушает или к какому количеству людей будет обращено слово. Для церковного благовестника не может быть маловажных речей, поскольку речь идёт о вечном спасении людей. Дар слова – высочайший божественный дар человеку. Особенное попечение об этом даре должен иметь проповедник слова Божьего, используя его с большой ревностью и ответственностью. Леность же и небрежение о божественном даровании могут навлечь на него праведный суд Божий – он потеряет это дарование. Наиболее богоугодными словами, по мнению Иоанна Златоуста, являются слова, преисполненные милосердия и кротости. Истинный пастырь, будучи злословим, благословляет, будучи оскорблён, молится за обидчика. Святитель учит: «Если же ты не можешь благословлять проклинающего, по крайней мере, молчи и поступай так до тех пор, пока, при должном старании и постепенных успехах, не достигнешь этого и не приобретёшь уста, о которых мы сказали». Проповедуемое учение должно стать не только знанием пастыря, но и самой его жизнью. А благочестивая жизнь, выражаемая в соответствующих делах, будет предварять учительную деятельность пастыря. На это указывает Спаситель, назвав великим в Царстве Небесном того, кто сам исполнит Его заповеди, а потом и других научит: «...Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19). Ибо дела гораздо яснее слов научают тех, кто смотрят на нас. Амвросий Медиоланский говорит о чистоте речи пастыря, о том, что она должна быть свободна от каких-либо даже пристойных шуток; «речь признаётся хорошей или дурной (лишь) в зависимости от того, насколько ярко в ней выражена любезность и благорасположение». С нравственным обликом проповедника церкви тесно связаны свойства его проповеди. Одно из таких свойств проявляется в благодатной силе его слов. Это свойство – особенный дар благодати Божьей, которая не только вспомоществует самому пастырю, подавая необходимое для успеха проповеди духовное ведение, но и отверзает сердца слушателей к восприятию проповедуемых истин. В гомилетике благодатные дарования такого рода принято называть «помазанием», по подобию с действием елея: свойства елея – орошать и проникать, смягчать и подкреплять. Подобным образом посредством благодатного действия проповеди всё сухое внутри человека орошается, грубое смягчается и растворяется, болезненное врачуется, изнемогающее подкрепляется, оскудевающее и недостающее восполняется. К числу проповедников, имевших благодатную силу слова, относят великих каппадокийцев, а также Спиридона Тримифунтского, Ефрема Сирина, Августина Аврелия и многих др. Дар помазанности имели светильники Русской церкви Димитрий Ростовский, Тихон Задонский, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский, а также выдающиеся проповедники митрополит Платон (Левшин), Филарет (Дроздов), архиепископ Иннокентий (Борисов), протоиерей Валентин Амфитеатров, митрополит Николай (Ярушевич). «Дара помазания в проповеди нельзя достигнуть ни наукою, ни собственными усилиями естественными, ни продолжительным навыком и упражнением в проповедании: он даётся избранному и достойнейшему из служителей слова; даётся истинно верующему и с глубоким смирением, со многими воздыханиями молящемуся, как и дар чудес, коим некогда сопровождалась проповедь апостольская».

 



 
PR-CY.ru