ГОМИЛЕТИКА - Страница 7

Кроме познавательного творения св. отцов имеют для проповедника и нравственно-назидательное значение. Душа читающего проникается святоотеческим духом, возвышаясь и обогащаясь нравственно и духовно. В святоотеческих творениях не только много прекрасных мыслей – их отличает прекрасный способ изложения. Кроме дисциплин специальной подготовки каждому проповеднику необходимы познания в области гуманитарных и естественных наук, особенно в том случае, если проповедник имеет дело с людьми образованного круга, поскольку чем выше эрудиция проповедника, тем большими средствами воздействия на слушателей он будет располагать. Они необходимы и для ведения бесед полемического характера, участия в религиозных диспутах. Лучшими примерами для подражания в этом являются отцы-проповедники святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, которые не только в совершенстве знали учение веры, но и владели полнотой современного им научного знания, используя его в своей учительной деятельности. Василий Великий написал по этому поводу сочинение «К юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями». Большую помощь проповеднику может оказать знакомство с логикой и психологией: первая учит последовательности в суждениях и законам правильного мышления, которые необходимы при составлении проповедей, вторая служит средством изучения человеческих сердец и характеров. Важной отраслью пастырских знаний должны быть и естественные науки. Иоанн Златоуст об этом говорит так: «...Тот, кто поставлен учить других, должен быть опытнее всех в таких спорах. Хотя бы сам он оставался в безопасности, не потерпев никакого вреда от противников, но множество простых людей, находящихся под его руководством, когда увидят, что вождь их побеждён и не может ничего сказать противникам, будут винить в этом поражении не его слабость, а нетвёрдость самого учения; по неопытности одного много людей подвергнутся крайней гибели» («...винят не неопытность учителя, но нетвёрдость догмата»). Истина Христова, возвещаемая проповедником, должна утверждаться в нём личным подвигом спасения, жизнью по началам Евангелия. И главным условием успеха его проповеднической деятельности Григорий Двоеслов считал его чистую, святую, образцовую жизнь: образцовая жизнь проповедника может усиливать действие слова, в противном случае его поведение ослабляет веру в проповедуемую истину. Первым, наиболее важным качеством, влияющим на успешность проповеди, является полное и глубокое убеждение пастыря в проповедуемых истинах. У такого проповедника слова исходят от всей души, от всего сердца, на нём сбываются слова Спасителя: «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Вторым условием достойного проповедничества является чистая совесть служителя слова Божьего: чистая совесть пастыря привлекает благодать Божью, даёт ему моральное право призывать слушателей к доброделанию, к удалению от всякого греха и нарушений нравственных и божественных законов. Она даёт уверенность речи, делает твёрдым и авторитетным каждое слово наставника. Напротив, всякая нечистота совести, воспоминание о каком-либо проступке, будет вызывать смущение в его душе, препятствовать свободному течению речи.

 



 
PR-CY.ru